Биография митрополита корнилия. Митрополит Корнилий: Староверы - русские из русских. Пора их на Родину возвращать Корнелий старообрядец

Константин Титов родился 1 августа 1947 года в городе Орехово-Зуево, Московская область. Был крещен в младенчестве с именем в честь равноапостольного Константина Великого. Воспитывался в старообрядческой семье. Окончив 8 классов средней школы, из-за семейных трудностей вынужден был пойти на работу, став учеником токаря.

На Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината - предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми, будущий старообрядческий митрополит отработал 35 лет, совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году.

До 1997 года Титов Константин работал начальником отдела технического контроля завода. В 1991 году был избран председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рожества Пресвятыя Богородицы. В мае 1997 года, дав обет безбрачия, поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил преосвященнейший митрополит Алимпий (Гусев).

В Покровском кафедральном соборе 7 марта 2004 года в Москве, преосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятыя Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника. На Освященном Соборе 21 октября 2004 года иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. В 2005 году, 14 марта о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий.

В 2005 году, 7 мая в Покровском кафедральном соборе преосвященнейший митрополит Андриан в сослужении епископов Силуяна Новосибирского, Евмения Кишиневского и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского, а 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

Освященный Собор 18 октября 2005 года, собравшийся в Москве для выборов нового Предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия митрополитом Московским и всея Руси.

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана. Вскоре после избрания митрополитом заявил: «Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ».

Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ; с 2005).


Родился в потомственной старообрядческой семье. Окончив 8 классов школы, стал учеником токаря на литейно-механическом заводе, где отработал 35 лет. Во время работы учился в вечерней школе, техникуме и Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976. До 1997 работал начальником ОТК завода.

С 1991 - председатель церковного совета старообрядческой общины Орехова-Зуева. Его наставником и учителем был настоятель храма Рожества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве иерей Леонтий Пименов.

В 1997, дав обет безбрачия, рукоположен в сан диакона митрополитом Алимпием (Гусевым). В 2004 митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил его в сан священника. Служил вторым священником храма Рожества Богородицы в городе Орехово-Зуеве. Избран кандидатом в епископы на Освященном соборе РПСЦ в октябре 2004. Принял иноческий постриг 14 марта 2005.

8 мая 2005 митрополит Андриан в сослужении трех архиереев рукоположил Корнилия в сан епископа на Казанскую и Вятскую епархию.

Избран митрополитом на Освященном соборе 18 октября 2005. Чин настолования состоялся в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы 23 октября 2005.

Позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего прешественника, митрополита Андриана. Вскоре после избрания митрополитом заявил: «Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ».

В марте 2007 назвал «возможной и своевременной» совместную инициативу Русской православной старообрядческой церкви и министерства культуры России о создании общественного цензурно-надзорного комитета «по контролю за нравственным наполнением произведений и мероприятий учебно-познавательного и развлекательного характера в предназначаемых для детей и подростков сферах печати, театра, эстрады и масс-медиа». Заявил, что в состав комитета должны войти представители всех традиционных религий России, известные писатели, авторитетные деятели культуры и науки, педагоги, военные.

Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий (Титов) отмечает своё 70-летие. Старообрядческого первоиерарха с юбилеем поздравил президент Российской Федерации Владимир Путин . Накануне визита главы государства митрополит Корнилий дал интервью АиФ.ru

В кругу сочувствующих

Алексей Чеботарёв, АиФ.ru: Владыко святый, староверы, кажется, всегда хотели, чтобы государство оставило их в покое. Кто и что изменилось сейчас — государство или староверы — что Церковь уже не уклоняется от государства?

— В течение сотен лет государственные институты выступали в качестве инструментов гонения на старообрядчество. Те немногочисленные периоды истории, когда староверов на какое-то время оставляли в покое — уже считались благословенными.

В наши дни общественно-политические условия радикально изменились. Обществом и государством давно осознана ценность древнерусской культуры и традиции, официально признаны и существующие старообрядческие общины. В этих условиях, условиях свободы вероисповедания, не только возможно и допустимо, но и желательно взаимодействие старообрядчества и государства в вопросах нравственности, морали, сохранения духовных и исторических ценностей, защиты национальных и социальных интересов граждан страны.

— Что нужно от государства Старообрядческой церкви?

— Государство вполне может содействовать репатриации старообрядцев, проживающих за пределами исторической Родины, возвращать здания храмов и монастырей, осуществлять посильную помощь в развитии старообрядческих просветительских проектов, исследовательских и социальных инициатив. В частности, на встречах с главой государства мы просили помочь в реставрации здания Старообрядческого института, переданного РПСЦ недавно в разрушенном состоянии. Президент обещал содействие. Просили также о передаче храма в Гавриковом переулке, из которого в 90-е годы сделали спортзал.

— Отношения Церкви и КГБ в СССР были очень непростыми. Сложно ли вам находить общий язык с главой государства, учитывая его прошлое?

— Нет, не сложно. Все мы советские люди, выходцы из советского государства, в котором было почти невозможно жить, не соприкасаясь с разными государственными, социальными и партийными институтами. Демократические реформы, проведенные в конце 80-х — начале 90-х годов, позволили людям переосмыслить годы советского безбожия, и с тех пор очень многие пришли в Церковь или хотя бы изменили свои представления о Боге и предназначении человеческой жизни.

Президент РФ Владимир Путин и митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилий во время встречи. 16 марта 2017. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

— Но всё равно о Старообрядческой церкви по-прежнему знают немного. Почему?

— Да, большинство не знает и того, что «старообрядчество» и «старообрядцы» — это навязанные нам названия, мы — православные (или древлеправославные) христиане. Мы не избалованы вниманием. За 10 лет у меня было одно интервью телеканалу «Россия-24». А газета «Аргументы и факты» вообще брала интервью у митрополита нашей Церкви Алимпия только в начале 90-х годов, на его 70-летие. И это вот интервью тоже на 70-летие — уже моё.

Поэтому мы иногда сталкиваемся с противодействием строительству наших храмов только из-за незнания. Местные власти говорят, что, мол, нам не нужны эти «сектанты». Приходится губернаторам и их помощникам рассказывать историю нашей Церкви, объяснять, что нас признают в высших эшелонах власти и я член совета при президенте... На самом «верху» намного чаще встречаются люди, которые хорошо знают старообрядчество, или вспоминают о своих корнях. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин , например, — из старообрядческих мест, поэтому у него доброе к нам отношение. Но в сознании многих мы что-то вроде мамонтов, которые когда-то были, а потом куда-то делись.

Считаю, чтобы понять наше древлее православие, надо жить им. Но и до внешних всё-таки что-то доходит. Есть круг сочувствующих нам, и он всё сильнее расширяется.

Флот в помощь

— А число верующих растёт?

— Сложно сказать. Вроде бы нынешний уровень развития техники и общества облегчает жизнь верующим и исполнение ими церковных правил и традиций. Раньше иной раз требовалось много часов, чтобы добраться до храма, а если до отдаленного монастыря — то на дорогу уходили недели и месяцы. Сейчас есть автотранспорт, авиация, флот, которые позволяют добраться в любую точку земного шара в десятки раз быстрее. Интернет помогает получить быстрый доступ к просветительским материалам, библиотекам, архивам. Легче стало поститься. Сегодня и зимой, и летом легко купить разнообразные овощи, фрукты, в то время как в совсем недавнее советское время в Великий пост многие были вынуждены питаться лишь макаронами да картошкой.

Но современным людям всё равно трудно войти в нашу Церковь, трудно пребывать в ней. Походят, посмотрят — и разворачиваются: здесь надо поститься, молиться, здесь богослужения долгие, надо бороду носить, нельзя блудить, курить и пьянствовать. Даже многие из наших коренных и те, кто крестился, долго не выдерживают, отпадают.

— Даже подстригать бороду нельзя? А если начальство велит?

— Нельзя. Это неправильно, когда мы поправляем данный Богом образ — он мужчину создал с бородой, а мы пытаемся прикинуться красивей и моложе. Не должно быть такого протестантского духа, должен быть дух смирения. Борода — это твой крест. Его хотя бы понеси, такой маленький крестик — тебя не жгут, руки не отрубают, в земляную яму не сажают. Потерпи или лучше поменяй работу.

— По этой логике нужно и магазины в воскресенье закрывать, как предлагают ваши коллеги из РПЦ...

— Не думаю, что закрытие магазинов поможет христианизации общества и заставит людей активней посещать богослужения.

Но нужно стараться жить независимо от этого мира. Есть пример — знаменитая Агафья Лыкова . Она живёт в тайге, по-прежнему далеко от нынешней цивилизации, но мир сам к ней тянется.

— То есть нужно всем в леса уйти, как её семейство?

— Нет, городской человек не сможет жить без цивилизации. Но уйти от грехов — необходимо, нужно их изживать.

— Но как можно, живя в мире, уйти из мира?

— Для начала хотя бы телевизор не смотреть, пореже пользоваться интернетом — только для доброго дела или просмотра душеспасительного фильма, передачи или чтения книги. Апостол говорит: «Всё мне позволительно, но не всё мне полезно». Нужно всегда ставить себе вопрос — полезно ли то, что я хочу сказать или сделать, для моей души?

Мы должны жить в этом мире, но не должны жить по его духу, потому что нынешним миром правит дьявол. И всё агрессивнее наступает на нас с Запада с его однополыми браками. Наш путь — это выверенная святыми дорога в Царство Божие, вдоль которой вешки расставлены.

А заповеди — «не сотвори себе кумира», «не убей», «не укради» — всегда современны и должны исполняться в любую эпоху.

На днях телеканал «Россия-24» показал телевизионный фильм, посвященный жизни современного старообрядчества. Помимо тематических сюжетов в фильме было представлено интервью с предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви. Сайт « » публикует его расшифровку (с сокращениями).

Здравствуйте. Сегодня мы в гостях у предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия. Добрый день, Владыко!

— Добрый день!

Владыко, для большинства наших соотечественников старообрядчество это что-то из старинной истории, что-то из 17-го века. Кто-то, может быть, вспомнит картину Сурикова «Боярыня Морозова». Что такое современное старообрядчество и где сегодня можно встретить староверов?

— Русская Православная старообрядческая Церковь насчитывает две тысячи лет. Это Церковь, которая была основана Христом.

Вера — это совокупность и обряда, и всего того, что называется Святым Духом. Сами обряды тоже даны Святым Духом, как выражение сути Веры. Нельзя разделять — обряды отдельно, а вера отдельно.

Это понимали наши предки и отстаивали даже «единый аз». Поэтому наши благочестивые отцы — это сонм русских святых: боярыня Морозова, запечатленная Суриковым, протопоп Аввакум, Сергий Радонежский, юбилей, которого мы отмечаем в этом году, и многие другие, пострадавшие за древнее благочестие. За «единый аз», за двуперстие, за весь христианский, православный дух, который утвердился на святой Руси и был закреплен в подвигах святых — всех тех, которые хранили эту веру, передали её, как драгоценную эстафету, сокровище для нашего спасения.

Запад же, начиная с Раскола, который привёл к образованию католичества и протестантства, уже начал реформировать веру. И дальше Запад все время относился к православию, можно сказать, агрессивно, пытаясь подавить, навязать свое. Мы знаем, что Византия рухнула из-за унии. Но Россия, как сказано, тогда была Третьим Римом, хранила вот это благочестие, святое и спасительное предание. Это и было драгоценно.

Если говорить о том, сколько сейчас нас, старообрядцев, я думаю, где-то от полумиллиона до миллиона. Но статистика в делах веры, в духовных делах — это несколько лукавый метод. Это же не какие-то машины, тонны, киловатты, еще что-то, в которых можно измерить. Это вера, соль земли. Вера, которая, конечно, даётся с большим трудом. Верующих людей немного, и путь их узкий. Действительно, как Господь говорит, узким путем идут немногие.

Где-то 200 старообрядческих приходов имеется в России, Украине и Молдавии. Также есть наши общины в Румынии, Америке, Австралии и других странах, где по своей, можно так сказать, воле были за эти трехсотлетие гонений рассеяны старообрядцы, по всей земле. Но самое главное, что их отличает — они живут как единая духовная семья, скрепленная этой твердостью веры и своих убеждений. Этим русским, национальным, православным духом, который живит, крепит их и дает надежду на спасение.

Скажите, Владыко, а любой человек, который заинтересуется старообрядчеством, может, например, войти в ваши храмы, посетить богослужение?

— Да, практически любой человек. Но тот, который соблюдает нормы, правила, которые каждый должен соблюдать в храме. У той или иной конфессии есть свои правила. Обычно говорят, что у старообрядцев очень строго. Но никакой особой строгости нет. Это та строгость, которая есть у воинов. Здесь, на земле, мы воины царства и церкви Христовой. А воины действительно должны соблюдать порядок, некоторые уставы: дисциплину, одеты все должны быть одинаково, в ногу идти. Вот это как раз отличает истинную Церковь. Вы представляете, если вдруг идет строй, а какой-то человек войдет в этот строй в совершенно другой одежде и начнет по-своему что-то такое размахивать?

Но у вас в храмах ведь не всем обязательно быть одинаково одетым, или как?

— Желательно, конечно, чтобы женщина была в женской одежде, а мужчина в мужской, и одежда эта была бы приличной. Женщина, по слову апостола, обязательно должна быть с покрытыми волосами. Также нельзя нарушать строй моления. Если человек пришел ради любопытства (многие так приходят), мы это приветствуем.

Нужно скромно постоять, не принимая участия в служении, потому что в церкви строго идет служба. Бывает, к нам приходят обычные экскурсии — там менее строго. Но когда идет служба, все подчинено определенному уставу, как у строя воинов. А так наши двери открыты. Приглашаем в наши храмы всех, желающие же могут после службы побеседовать со священником.

После службы можно задать вопросы?

— Да, у нас это даже в правилах написано. После службы вполне можно задать вопрос и священнослужителю, и грамотным прихожанам. Так что милости просим.

Скажите, Владыко, а все люди в России, которые называют себя староверами, относятся к Русской православной старообрядческой церкви, представителем которой вы являетесь?

— Слово «старообрядчество » — это термин, который мы получили от синодальной церкви во время этого самого раскола, во время гонений. И нас назвали старообрядцами — в чем-то унижая, в чем-то так задирая. Дескать, это люди, которые уперлись ради обряда, ради буквы, у них только пальцы на уме. Хотя, я еще хочу сказать, что вера — это совокупность и духа, и догмата, и всех порожденных обрядов.

Ничего этого разделять нельзя. Но во времена гонений получилось так, что старообрядчество разделилось. Разделилось опять, может быть, не по нашей вине, а из-за того, что было рассеяние, было гонение. Старообрядцы были рассеяны по миру, по окраинам. Нужен был Собор для того, чтобы обсудить, как дальше быть в таких трудных условиях.

Нужны были епископы, которые выступили бы при Никоне в защиту старообрядчества. Но тогда в Русской Церкви было немного епископов. Некоторые из них, убоявшись, отошли от православия, правоверия.

Единственным таким епископом стал Павел Коломенский, который, можно так сказать, был злодейски уничтожен. Поэтому, к сожалению, в нашей церкви почти 180 лет не было епископа.

Старообрядцы искали (нового епископа для восстановления трехчинной иерархии — прим. ред.) и, с Божьей помощью, чудом был обретен митрополит Амвросий, греческий, боснийский митрополит, который в 1846 году дал согласие возглавить нашу церковь. Чудо было в том, что два инока, Павел и Алимпий, которые ходили и искали, в какое то время потеряли было надежду уговорить Амвросия. (Митрополит Амвросий какое-то время сомневался, поскольку почти ничего не знал о старообрядчестве — прим. ред.) И вдруг, когда уже хотели расставаться, он сам сообщил им, что ему явился ночью святитель Никола (Мир Ликийский чудотворец -—прим .) и сказал, что благословляет его возглавить Русскую церковь, и что придется ему пострадать от русского царя. Конечно, об этом было сказано царю, и он буквально объявил войну для того, чтобы уничтожить Амвросия. Но сделать это быстро не получилось. К тому времени, как Амвросий был сослан в ссылку, епископ успел поставить священников и епископов. Конечно, митрополит Амвросий — это наш святой, которого мы канонизировали.

Часть старообрядцев не поверили, что наконец-таки найден епископ, митрополит Амвросий. Некоторые говорят, что его за деньги купили старообрядцы-купцы. Другие говорят, что он запрещен. Но все это домыслы, которые уже давным-давно разрешены и как бы нашли положительные ответы.

Всё же часть старообрядцев не приняли этой иерархии и стали называться (и сейчас называются) беспоповцами. Они остались мирянами, можно так сказать. Это их беда, конечно, что они лишились трехчинной иерархии. Через это лишились и святого причастия, потому что причащать некому. По сути — это протестанты в нашем старообрядчестве. Хотя они очень строго соблюдают обычаи, традиции, дух закона.

Владыко, более 20 лет в нашей стране нет государственного атеизма. И люди, конечно, приходят в храмы разных религий и конфессий, ищут себе духовный путь. К вам ведь стало больше приходить людей за эти годы. Кто приходит из тех, кто не крещен по семейной традиции в старообрядческой церкви?

— Слава Богу, действительно, сейчас для нашей церкви, которая почти 350 лет была гонима, эта свобода слова, свобода моления, свобода печати, свобода учить, свобода собирать Соборы — подарок от Господа. Это чудо, которое Господь сейчас дарует. Мы не знаем, как долго это продлится. Все в руках Господа.

Да, люди приходят в Церковь. Приходят те, которые ищут пути спасения. Сейчас, слава Богу, много пишется, говорится, вот эта передача, например. Также недавно была передача о такой знаменитой Агафье Лыковой , открытой Песковым. Недавно показывали фильм «Раскол » Николая Досталя, может быть, кто-то смотрел. Это такая волна интереса к старообрядчеству. И люди тянутся, люди чувствуют. Ведь душа наша — христианка. А русский человек особенно склонен искать правду, искать истину, искать чистую Веру. И многие приходят. Приходят в церковь, узнают, слава Богу, читают, смотрят, спрашивают.

Но, с другой стороны, ведь путь к спасению — трудный путь. Прийти просто посмотреть и послушать можно раз, два. Но самое главное — надо остаться в церкви. Не просто переступить порог, а остаться. Вот это уже большой труд. Трудами дается царство Божие. А что это? Это, конечно, в первую очередь молитва. Вот у нас молитва длится по 5-7-8-10-12 часов подряд, такие длинные службы. Все по Уставу, мы ничего не пропускаем. У нас древнее пение, такое размеренное, монотонное, как в Византии было. (Унисонное, монодическое пение, сохраняемое у старообрядцев, исключает применнение гармонических многозвучий и хроматического лада — прим. ред.)

Спасаться. А как спасаться еще? Только через труд. Это не просто какое-то хобби, увлечение. Вот мы сейчас посмотрели, почитали, а потом стали футбол смотреть, или, там, хоккей. Нет. Это все гораздо труднее. Но это вечность. Это истинная, настоящая жизнь. Не наша временная, а именно та, с Господом, которой, думаю, сподобятся все те, которые действительно трудятся.

Владыко, возникает естественный, хотя и болезненный, вопрос. Пути спасения русские люди ищут также в храмах Русской православной церкви Московского патриархата. Что мешает сейчас русским православным людям примириться, объединиться, чтобы было, по евангельским словам, одно стадо и один пастырь?

— Да, вопрос действительно трудный. Солженицын пишет об этом так:

пока не примиримся, не будет на Руси блага, не будет на Руси этой благодати,
которая была на святой Руси.

Проникновенные слова у него есть об этом. Страдает он, конечно, понимая, как русский человек, что (раскол Церкви — прим. ред. ) — это трещина, это рана, это заноза в душе тех, которые болеют именно за Православие. Просто механическое соединение принесет, может быть, даже отрицательный результат. Потому что если соединить, не думая, два провода, плюс и минус, то будет замыкание, взрыв, пожар. Что еще может быть?

Сейчас есть тенденция возвращения, Слава Богу. Например, наблюдается возвращение к пению, византийскому, духовному пению, которое было до раскола, а не партесному. Вот владыка Иларион (глава ОВЦС РПЦ МП митр. Волоколамский Иларион (Алфеев ) — прим. ред. ), который был у нас на духовном вечере песнопений, высоко оценил это. Сказал, что благодарен старообрядцам за то, что сохранили это пение, этот дух, можно сказать, полноту. Это то, к чему нужно возвращаться. Конечно, быстро этого не произойдёт.

Маятник 350 лет шел в одну сторону, поэтому быстро он не придет в исходную точку. Ну и, может быть, самое главное, что сейчас не дает нам возможность сесть за стол переговоров и начать эти переговоры — это то, что переговоры должны быть на равных. Две стороны должны быть равны. Сейчас, к сожалению, наша церковь не признаваема Московским патриархатом. Они считают, что наша Церковь не имеет преемственности, не имеет канонического права (речь идет о признании апостольской преемственности в старобрядческой иерархии — прим. ред .).

Сейчас это одно из основных препятствий, а так мы готовы. Что мы и делаем для сотрудничества. Сотрудничества в тех сферах, которые нужны нашей России. К сожалению, сегодня много проблем, которые церкви нужно решать.

Нужно помогать нашему обществу возвращаться, изживать грехи, которые сейчас умножаются. Это наше общее дело — борьба с пьянством, наркоманией, развратом, и так далее и так далее. Здесь мы находим общие точки соприкосновения, как говорится, общее приложение наших сил. Здесь мы для нашей России, я думаю, можем и должны служить.

— Я уже отмечал, что сейчас благодатное время, время свободы. После так называемой «перестройки» дана свобода Церкви — всем церквям, и нашей в частности. Но мы это ценим особо, потому что мы прошли большой путь этой несвободы. Конечно, трудно выходить из этого состояния, потому что лучшие силы старообрядчества в период советского атеистического лихолетья были уничтожены.

До революции старообрядцев было где-то 12-15 миллионов, то есть это была одна четверть или одна пятая всего российского населения. Большие капиталы были у старообрядцев Морозовых, Рябушинских и так далее. Это были миллионеры, миллиардеры, которые имели власть и много делали для того, чтобы Россия процветала. Их девиз был таков: «благо России — наше благо». Это очень важно, такая русская душа, её широта — для близких, для церкви, для Бога.

Материально мы не такие богатые, как другие конфессии. Богаты мы духом, богаты историей, богата сама церковь. Сама церковь-то ведь — это что? Это совокупность. Исус Христос — глава. Это вся православная церковь, которая была за две тысячи лет.

Это все те, которые составляют истинную православную церковь. Также все больше и больше пополняется наша церковь за счет сочувствующих. Это очень важно. Просматривая картину «Боярыня Морозова», с которой мы начали, ощущаешь, конечно, сочувствие. боярыне. Она при дворе — и в кандалах, гордо поднимает свою правую десницу и идет на смерть.

Кстати, об этом говорит в послании президент В.В. Путин:

«Нам нужно возвращаться к нашему фундаменту».

И действительно, Русская православная старообрядческая Церковь не давала 350 лет сползать вниз.

Вниз, это куда? То есть в безверие, протестантизм, католицизм, вот куда. Все время оглядывались: а что скажут старообрядцы? Их ведь миллион было. Этот момент был удерживающим, скрепляющим. Господь так промыслительно все устроил, чтобы сохранить Церковь.

Владыко, в наше время многие верующие люди занимаются делами социального милосердия. Помогают многодетным, работают с бездомными. Как с этим обстоит дело у старообрядцев?

— Господь Исус Христос заповедает нам, чтобы добрые дела были для нас одним из ключевых аргументов в деле нашего спасения. Господь будет отделять спасаемых от неспасшихся. Конечно, в первую очередь — вера, но и добрые дела.

Конечно, нас сейчас не так много и мы не так уж заметны, но мы стараемся это делать. Наши христиане-старообрядцы, как правило, имеют большие семьи, а многие ещё и берут детей из детских домов. Есть те, которые кормят бездомных. Есть те, кто ухаживает в домах престарелых. И у нас здесь в центре, и в других местах. Это всё дела милосердия.

Но самое основное, конечно, то, что мы молимся . Ведь задача церкви, в первую очередь, — молиться. Тогда Господь устроит так, чтобы и бездомных было меньше, и сирот, и меньше было абортов и так далее. Все-таки задачи церкви — это моление, пост и сохранение своей души, а остальное все приложится.

Господь говорит: «Если вы будете об этом заботиться, все вам приложится, все Господь даст». Понимая это, конечно, мы, в первую очередь, молимся, ну и трудимся. Трудимся, как Господь заповедовал, на благо своей церкви, на благо ближних, на благо нашей России.

Спасибо большое, дорогой Владыко, за эту беседу. Мы были в гостях у предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Корнилия.

Поделиться: