Речевой материал на автоматизацию звуков "М" -"Мь. Согласный звук и. Буква М, м Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь»

Тема:

Звуки М – Мь. Буква М

Программные задачи:

* Закрепить навык правильного произношения звуков М и МЬ в слогах, словах и предложениях

* Нахождение положения звуков в слове
* Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости
* Анализ слов типа СГС.
* Чтение, письмо обратного слога

* Развивать внимание, память, мышление

Ход занятия:

1. Оргмомент.
Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
– Что общего в словах?
2. Изолированное произношение. Характеристика звуков М, Мь.

* Произнесение заданного звука с разным тембром

* Произнесение заданного звука с разной силой голоса

– Какие звуки произносили?

– Расскажите о звуке М

– Расскажите о мягко паре звука М

3. Выделение последней согласной.
Игра «Эхо».
Дом – … М вам – … М
Дым – … вигвам – …
Дам – … альбом – …
Там – … Том – …
Ком – … гиппопотам – …
Сом – … сам – …

4. Игра «Наоборот».
МА – МЯ АМ – АМь
МО – … ОМ – …
МУ – … УМ – …
МЫ – … ЫМ – …
МЯ – МА АМь – АМ
МЁ – … ОМь – …
МЮ – … УМь – …
МИ – … ЫМь – …
5. Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.
Работа с раздаточным материалом 2 картинки 1 – со звуком М, 2-я – со звуком Мь.
1)Задание: поднять карточку с картнкой с мягким М, поднять карточку с твёрдым звуком М
2) Задание: все карточки положить на один стол.
Отобрать картинки с М – в начале слова, затем М – в конце слова, и картинки
с М в середине слова.

6. ФМК
Ходьба по кругу
А) С остановкой на твёрдый М. В слогах, словах.
Б) С остановкой на мягкий Мь. В слогах, словах. Словарный материал в упражнения одинаковый и для звука для задания под буквой А) и Б).
7. Определение положения места звука в слове.
Игра «Где спрятался звук?»
Словарный материал: Мак, самолёт, медведь, ком, Том, муха, панама, альбом, Дима, мыть.
Пособие «3 домика».

8. Подбор антонимов
Война – мир
быстро – медленно
глупый – умный
ссориться – мириться

твёрдый – мягкий

большой – маленький

9. Звуковой анализ

А) Преобразование слогов, работа с разрезными азбуками.
вариант цепочки: МА…..МУ…..УМ…..ИМ…..МИ…..МА…..АМ

Устный анализ слогов, выкладывание фишками слогов МА, МИ.

Чтение прямого слога: МА, МУ, МЭ, МИ.

Б) Анализ и выкладывание фишками слога МА

– Сколько звуков вы услышали?

– Какой звук первый, расскажите о нём.

– Какой звук второй, расскажите о нём.

– Выложите схему этого слога фишками.

– Добавьте к этим двум фишкам, фишку, обозначающую звук К.

– Сколько было звуков?

– Как они звучали вместе?

– Сколько стало звуков?

– «Прочитайте» по схеме, какое слово получилось. (МАК)

– Был слог – получилось слово.

– Что вы для этого сделали?

– Сколько звуков в слове МАК?

– Какой в начале? Какой в конце? Какой в середине?

10. Знакомство с буквой.

– Сколько звуков у буквы М? (Два – М и Мь)
– Чем отличается звук от буквы?
– Что такое слог?
– На что похожа буква М.
– Показ написания буквы М.

11. Письмо буквы М, слогов УМ, МУ

прислала

Королева Светлана

учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Два часа мочалкой...(мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на...(машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

10. Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

11. Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Звук Мь

Артикуляция звука

См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

1. Повтори слоги.

Мя - ме - мю
Мя - мя - мя
Мя - мю - ме
Ямь - ямь - ямь
Ми - мя - мю
Ми - ми - ми
Мю - ме - ми
Ме - ме - ме
Мё - ми - мя
Имь - имь - имь
Мю - мю - мю
Емь - емь - емь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Калужской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

План - конспект

непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация» на тему

«Звук [М]»

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Учитель - логопед

Высшей квалификационной

Абрамова Елена

Николаевна

2012

Тема: Звук [М].

Цель: Познакомить детей со звуком [М], его характеристикой.

Задачи занятия:

  • Дать представление о согласном звуке.
  • Начать знакомство детей с характеристиками согласных звуков.
  • Учить выделять согласный [М] из ряда звуков, слогов, слов.
  • Развивать слуховое внимание и память, мелкую моторику.
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

Игрушки: матрешка, машинка, мяч, мышка, мартышка, кукла Маша, домик;

Морковка, помада, маркер, клоун Вася, магнитная азбука с буквами А, О, У, М., Звуковички [А], [У], [О], [И], [М].

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: - Дети, вспомните, какие Звуковички приходили к нам в гости. (А, О, У.И)

Что мы делаем, когда произносим звуки А, О, У, И? (поём)

Как называются звуки, которые мы поем? (гласные)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком нашей русской речи. Давайте сядем и послушаем сказку.

Давным-давно это было. Стояла поздняя осень. Обессиленная от холода и голода дикая корова бродила по лесу в поисках пищи. Вдруг ее взгляд остановился на костре, горевшем в жилище людей. Дикая корова поспешила туда и жалобно стала просить помощи ММ…М.____у…

Слайд №1 (корова)

Из пещеры вышел дикий человек и увидел бедное животное.

Слайд №2 (дикий человек)

Он завел корову в свое жилище и дал ей сена. За свое спасение корова дала молока. Маленький гномик звуковичок, наблюдавший за этим, незаметно коснулся своей волшебной палочкой человека и, вдруг, показывая на корову у мужчины вырвалось ММ… Му…

Слайд№3 (дикие люди)

На следующий день все жители пещеры повторяла М…МУ.

Вот так и появился в речи людей звук [М].

Сядьте за столы, возьмите зеркала. Будем правильно произносить [М].

  1. Характеристика звука [М].

Логопед : - При произнесении М губы смыкаются, воздуху некуда деваться и он проходит через нос. Почувствуете тепло. Звук [М] согласен жить в трудностях, он согласный звук.

Смотрим на картину и слушаем сказку.

За высокими холмами, за дремучими лесами на одной сказочной поляне в Звуковом королевстве живут маленькие звуковые человечки. Вчера вечером на собрании звуковички решили послать к детям в старшую группу Звуковичка [М].

Дальнюю дорогу прошел звуковичок, встретил на своем пути и бабу ягу и Кощея бессмертного, никого не испугался, всех преодолел на своем пути. Потому что хочет научить детей правильно произносить [М], в д научить детей составлять слоги и слова со звуком [М] (появляется звуковичок М)

Звуковичок: - Здравствуйте, ребята, я звуковичок М, посмотрите какого цвета моя одежда? Живу я в синем замке и называюсь согласным звуком. Давайте вместе повторим согласный (дети повторяют вместе, потом по одному). И еще я могу звучать твердо…, и мягко… А еще я звонкий звук…. Устал я с дороги ребята, хочу отдохнуть.

  1. Выделение согласного звука [М] из ряда звуков, слогов, слов.

Васенька: - Здравствуйте, мои друзья! вы познакомились с новым звуком? Я что-то плохо вижу, с каким же из них? Звуковичок М отдыхает, давайте поиграем.

Проводится игра «хлопай, когда услышишь [М]»

А к т..м..у..в…м..с..м..о

До…мо…ко…сы.. ма…му…фу..

Мак…ток…дом.. мы….папа… муха…мама

П. Г. «МЯЧ»

Мой веселый звонкий мяч

Ты опять помчался вскачь.

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания и произвольной памяти.

Васенька: - Вы знаете, ребята, сегодня я хочу показать вам свои знаменитые фокусы с игрушками. Долго я готовился, собирал разные игрушки и запутался немного.

Логопед: Ребята, давайте поможем Васеньке.

(дети выбирают игрушки, в названиях которых есть звук [М]).

Васенька : - А, сейчас знаменитый фокус «Что пропало?»

(игра проводится с пятью игрушками).

Фокус «Что появилось?»

Васенька: - Ой, что-то мне потанцевать захотелось.

Физкультминутка «Мишка с куклой».

Мишка с куклой громко топают

Громко топают, посмотри.

И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают раз, два, три.

Мишке нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться, посмотри.

Кукле нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться раз, два, три.

  1. Развитие общей и мелкой моторики.

Логопед:- Каждый звук обозначается буквой.

У звука [М] тоже есть буква эМ. Мы можем видеть, писать, выкладывать, чертить, рисовать, лепить букву эМ. Посмотрите на доске буква эМ, она молчит, не звучит, но только мы начнем ее произносить, она зазвучит звонким, согласным и твердым звуком [М].

Давайте изобразим букву, встаньте дети парами и возьмитесь за руки.

Взялись за руки друзья и сказали ты да я,

А между тем, мы видим букву эМ.

(выкладывание буквы из спичек).

  1. Итог занятия.

Логопед:- Ребята, сегодня мы познакомились с согласным звуком и оставили без внимания наших главных гласных звуков, но я вам открою секрет: на следующем занятии мы будем дружить согласный Звуковичок М с гласными Звуковичками А,О,У,И.

Васенька:- Ребята, какие вы молодцы, я вам приготовил задание на вечер. Как звучит эта буква? Обведите букву эМ и выложите, ее синим пластилином. Вспомните, в названии, каких игрушек, звучал [М]?

Логопед:

Дети на занятии вы познакомились с первым согласным звуком [М], согласных звуков в русском языке много. Согласные звуки, как и гласные звуки, всегда нужны, без них не обойтись и слов не произнести.

Используемая литература:

Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической

Группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – М.:

Детство – Пресс, 2007.

Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.:

Издательство Гном, 2001.

Занятие проведено 29 октября 2012 года с воспитанниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи. На занятии присутствовала заместитель директора по науке Григорьева Л.С., ст. воспитатель по дошкольному образованию Маркина И.Н.

/Учитель-логопед: Абрамова Е.Н./









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает.

Задачи урока:

  • учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
  • формировать навыки чтения, обобщать знания о твердых парных и мягких парных согласных звуках;
  • на основе речемыслительной деятельности развивать интеллектуальные способности учащихся
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, гуманности по отношению друг к другу,
  • формировать интерес к предмету,

Наглядность и оборудование.

На партах у учащихся: учебное пособие "Учимся читать" 2 ч. Карточки для составления звуковых схем, карточки-слоги, цветные карандаши, тетрадь.

Презентация урока: иллюстративный материал, задания.

Оборудование: кубики с буквами, проектор, экран, компьютер.

I. Организационный момент.

Готовность учеников к уроку.

II. Артикуляционная гимнастика.

III. Актуализация знаний учащихся

На доске две группы изображенных предметов. <Слайд 1>.

1) рот, ряд, малыш;

2) мяч, орёл, индюк.

Назовите предметы, изображенные в первой группе.

Назовите предметы, изображенные во второй группе.

С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

(- С помощью слова)

Чем отличается предмет от слова?

Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно.

(Из первой группы можно исключить слово малыш, так как в нем два слога, а в словах рот и ряд - по одному. В слове малыш пять звуков, а в словах рот и ряд - по три. Слово малыш отвечает на вопрос КТО?, а слова рот и ряд - на вопрос ЧТО?). <Клик>

Какое слово можно исключить из второй группы?

(Из второй группы можно исключить слово мяч, так как в нем один слог, а в словах орёл и индюк - по два. Мяч - это название игрушки, слово отвечает на вопрос ЧТО?, а орёл и индюк - это названия птиц, слова отвечают на вопрос КТО?. Слово мяч начинается на согласный мягкий звук и оканчивается на согласный мягкий звук, а слова орёл и индюк начинаются с гласного звука, а оканчиваются на согласный. <Клик>

IV. Формулирование учащимися темы и цели урока

Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слово малыш начинается со звука [м], а слово мяч - со звука [м"]. Значит, тема сегодняшнего урока - "Звуки [м] и [м"] и буква, которая их обозначает").

Какова цель нашего урока?

(Цель урока - познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

V. Знакомство с новыми звуками <Слайд 2>.

Произнесите слово малыш, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук. ([м]).

Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

(При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно).

Произнесите звук [м] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении? (При произнесении звука [м] воздух встречает преграду, значит, он согласный).

Каков характер его звучания? (При его произнесении слышится голос и шум, значит, он звонкий).

Какой звук следует за ним? (Звук [м] произносится твердо, и за ним стоит звук [у], значит, он твердый).

Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый). <Клик>

Поскольку малыш очень любит играть в мяч , давайте поработаем с этим словом.

Произнесите слово мяч, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук в слове мяч.

(Это звук [м"]).

Произнесите звук [м"] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.

(При произнесении звука [м"] воздух встречает преграду, значит, он согласный. При произнесении звука [м"] слышится голос и шум, значит, он звонкий. Звук [м"] произносится мягко, значит, он мягкий).

Коротко охарактеризуйте звук [м"].

(Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий). <Клик>

Вспомните тему урока и назовите игрушки, в которые мог бы ещё играть малыш. (Машинка, меч, мишка и т.д.)

Физминутка.

На физкультминутке мы определим, какое имя могло быть у малыша. Если в его имени есть звук [м] или [м"], то мы киваем головой, соглашаясь; если нет нового звука- отрицаем движением головы.

Миша, Аким, Артём, Сергей, Тарас, Тимур, Максим, Данила, Семён.

VI. Знакомство с новой буквой.

Малыш раскидал кубики с разными буквами. Давайте наведём порядок, складывая кубики в коробочку. Как только вы увидите букву на кубике, которая обозначает звуки [м] и [м"], хлопните в ладоши.

Как называется эта буква?

(Это буква "эм"). <Клик>

На что похожа буква М? Прочитаем стихотворения об этой букве.

Встаньте парами и изобразите букву М.

В какой квадратик ленты букв мы поместим букву М и почему? <Клик>

VII. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

1. Чтение слогов.

С буквой М мы познакомились. Что теперь мы можем делать?

Давайте прочитаем малышу слоги, добавляя каждый раз по одной букве. <Слайд 3>.

2. Работа с чистоговоркой.

Хорошо справились с заданием. А теперь научим малыша правильно и чисто произносить звуки. Прежде надо вставить в чистоговорку подходящий по содержанию слог. <Слайд 4>.

:.- дома я са: (ма-ма-ма -------ма) <Клик>

:. - молоко ко: (му) Клик

:. - едим эски: (мо) Клик

:. - прочитали:(мы) Клик

:. - поём ноту ":" (ми)

3. Чтобы малышу не было скучно, поиграем в игру "Слоговое лото"

(Каждый ученик выбирает и записывает три из предложенных слогов в пособие, учитель показывает другой слог, если получается слово, то ученик получает очко и т.д.). (Далее идет взаимопроверка).

4. Найди "лишнее" слово.

Прочитаем, какие слова у Малыша. Найдём среди них "лишнее".

мышка миска мак
мошка кошка мех

Докажите свой ответ. <Клик>

Что вы знаете о кошках? Каждый готовит по одному предложению, которое бы продолжило ранее услышанную мысль.

Какие двусложные слова могут быть связаны по смыслу со словом КОШКА? (Миска - посуда, из которой кошки едят, мышка - зверёк, за которым охотятся кошки).

5. Составление звуковых схем к словам МЫШКА и МИСКА <Клик> . (Один из учеников составляет схему на доске с использованием магнитных карточек, остальные работают в тетрадях).

6. Чтение текста.

Малыш тоже хочет рассказать о своих домашних питомцах. Послушаем рассказ "Мурка и Мурзик". (Слушаем хорошо читающего ученика, затем каждый шёпотом для себя).

Беседа по прочитанному.

Кто живет в доме?

Как зовут кошек?

Почему Мурка лижет Мурзика?

VIII. Итог урока

С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?

(Мы познакомились со звуками [м] и [м"] и буквой М).

Дайте характеристику звукам [м] и [м"].

(Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий).

Список литературы.

  1. Л.А.Ефрсинина. Учебное пособие по чтению для 1 класса "Учимся читать" 2 часть, Москва, издательство Вентана-Граф.
  2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1класс. Москва, гуманитарный издательский центр "Владос".

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3 . Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:

месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():

Миша, Марк, Марина, Мирон...

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, -

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Выполнять соответствующие движения.

Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем —

И опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Поделиться: