Избрание патриарха 1917. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович). После падения монархии

1. ЖИЗНЬ И СЛУЖЕНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА: НАЧАЛО ПУТИ

Святейший патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января (1 февраля) 1865 г. в семье священника Воскресенской церкви погоста Клин Торопецкого уезда Псковской епархии (погост это село с храмом). Когда Василию было четыре года, его отца священника Иоанна Беллавина перевели в Торопец.

  • В настоящее время в доме, где жил священник Иоанн Беллавин с семьей находится музей.
  • 1874-1878 – годы учения в Торопецком духовном училище.
  • 1878-1874 – Василий проходит полный курс и с отличием оканчивает Псковскую духовную семинарию.
  • 1884-1888 – студент Василий Беллавин успешно проходит полный курс наук Санкт-Петербургской духовной академии.

Родословное древо свт. Тихона патриарха Всероссийского (из книги Житие и служение святителя Тихона Патриарха Московского)

В 1888 году в возрасте 23 лет Василий определяется преподавателем богословия и французского языка в Псковскую духовную семинарию. В период ректорства арх. Антония (Вадковского) возобновляется традиция монашеских постригов среди студентов Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии. Многие из сокурсников будущего свт. Тихона были вдохновлены идеей всецелого служения церкви. В 1891году Василий Беллавин был пострижен в монашество с наречением имени Тихон — в честь известного русского подвижника святителя Тихона Задонского.

Известно, что на постриг Василия собралось так много людей, что пришлось укреплять нижний этаж семинарии, чтобы пол не обрушился под тяжестью собравшихся (храм находился на 2-ом этаже). Вскоре монах Тихон был рукоположен в иеродиакона, потом в иеромонаха.

Все значимые события в жизни будущего патриарха связаны с праздниками Божией Матери. Это указывает на то что жизненный путь Святителя находился под особым покровительством Пресвятой Богородицы.

2. ЕПИСКОПСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ТИХОНА БЕЛЛАВИНА

(с 1997 по 1917 года)

1892-1897 – период инспекторства иректорства иеромонаха Тихона (впоследствии архимандрита) в Холмской духовной семинарии (г. Холм, Польша). За пять лет ректорства в Холмской семинарии раскрылся организаторский и педагогический талант архимандрита Тихона.

Особенное внимание он уделял подготовке воспитанников к пастырскому служению: учил студентов серьезно относиться к образованию, быть послушными правилам Церкви и любить богослужение.

В 1897 году в возрасте 33 лет архимандрит Тихон был посвящен во епископа. Ему вверили кафедру Люблинскую Варшавской Епархии. Это был один из самых молодых архиереев. Епископ Тихон ревностно отдался работе по устройству епархии. Обаянием нравственного облика приобрел всеобщую любовь не только русского населения, но и евреев и поляков.

В 1898 году епископ Тихон был направлен на служение в Северную Америку. Возглавляя православную церковь в Америке, он много сделал для распространения Православия, благоустройства епархии. С именем святителя Тихона связано основание первого православного монастыря в Америке (в честь свт. Тихона Задонского). Он освятил множество новых храмов, способствовал духовному просвещению алеутов и других местных народов.

Дар любви святителя Тихона завоевал всеобщее уважение. Американцы избрали его почетным гражданином Соединенных Штатов.

1907-1913 гг. – святитель возвращается в Россию и направляется на древнюю Ярославскую кафедру. Святитель Тихон в Ярославле, как и в прежние годы, занимался широкой благотворительностью. Однажды из личных средств на благотворительные расходы он выделил более 45 тыс. руб. Он постоянно жертвовал учебным заведениям, братствам, монастырям, миссионерским обществам, а также отдельным лицам. Другой характерной чертой служения святителя Тихона была любовь к богослужению – он любил служить и служил очень часто.

Когда ярославская паства узнала о его переводе на другую кафедру, он был избран почетным гражданином города Ярославля.

В 1913 году архиепископа Тихона переводят в Литву – на Виленскую и Литовскую кафедру.

В день своего вступления на Виленскую кафедру Владыка Тихон обратился к пастве со словами, исполненными смирения и мудрости.

«Вы смотрите на своего архиепископа, - сказал он, - не только как на начальника духовенства или высшего совершителя богослужения, но и как на руководителя вашей внутренней жизни, вашей совести. Так и пастыри смотрят на своих пасомых - не только как на посетителей богослужения, но как на собрание верующих, объединенных одной идеей, одной мыслью, одной любовью. Именно это и делает их одним телом, одним организмом с их архипастырем. Примите же меня в свою любовь и знайте, что и вам не будет тесно в моем сердце». Но недолго святитель пробыл в Вильно. В 1914 году началась Первая мировая война и фронт прошел через Виленскую епархию, отрезав ее от России. Святитель неоднократно посещал театр фронтовых действий.

Эпилог

В период революционных брожений 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал святителя Тихона Московским митрополитом. Журнал «Богословский вестник» писал об этом так: «Европейски просвещенный, архиепископ Тихон на всех местах своего служения проявил себя независимым деятелем высокой честности, твердой энергии и чрезвычайно простым и доступным человеком сердечным, отзывчивым и чрезвычайно простым и доступным как в деловых, так и в частных отношениях к людям. Замечательно, наконец, что при всей страстности, какую иногда принимало обсуждение кандидатов на избирательном съезде, никто не мог бросить даже и тени чего-либо компрометирующего на личность архиепископа Тихона».

Карта служения епископа Тихона

3. ПАТРИАРШЕЕ СЛУЖЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА (1918-1925)

После свержения российской монархии в марте 1917 года настал небольшой период Временного правительства. Единственным положительным событием этого времени для Русской Церкви стал созыв ПОМЕСТНОГО СОБОРА, подготовка к которому шла все царствование императора Николая II. В соборе участвовало более 300 человек – священнослужители и миряне, представители всех епархий Русской Церкви. Главный вопрос, который должен был решить вопрос – восстановление патриаршества.

Поместный Собор избрал трех кандидатов – архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Арсения (Стадницкого) и митрополита Тихона (Белавина). Современники говорили о них: «Самый умный из русских архиереев – архиепископ Антоний, самый строгий – архиепископ Арсений и самый добрый – митрополит Тихон». Одного из трех кандидатов должны были избрать посредством жребия. В Успенском Соборе Кремля слепой затворник Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий из ковчега, установленного у Владимирской иконы Божией Матери. На вынутом им жребии стояло имя московского митрополита Тихона.

На вопросы: «Ну какой он, Тихон, наш патриарх?» князь Евгений Трубецкой, участник Поместного Собора, давно знавший митрополита, рассказывал, что святитель всегда сочетал качества подлинного молитвенника с природной веселостью и добродушным юмором и полным отсутствием показного, «лампадного» благочестия, наводящего уныние. Но до избрания Тихона патриархом, добавлял Трубецкой, «никто не подозревал о той необычайной духовной силе, которая таилась в этом скромном и смиренном облике… Обнаружилось, что с добротою нежной любящей души в нем сочетается несокрушимая твердость…»

Поместный Собор 1917-1918 гг., проходивший в Москве, начал свою деятельность в условиях очевидного притеснения веры со стороны Временного правительства (запрет на преподавание Закона Божия в учебных заведениях, передача помещений церковно-приходских школ в ведение министерства просвещения и т.п.). Завершился Собор в условиях гражданской войны и войны против Православной Церкви, открыто объявленной властью большевиков (отделение Церкви от государства, национализация всей церковной собственности, лишение духовенства гражданских прав, массовые репрессии против духовенства, закрытие храмов). Беда, обрушившаяся на Церковь, способствовала особенному единодушию среди участников Поместного Собора.

Когда святитель Тихон узнал об избрании его патриархом, он сказал: «Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свиткам, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез.2:10; 3:1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину… Но да будет воля Божия».

Свое патриаршее служение святитель Тихон совершал в условиях широкого отхода народа от веры и яростной борьбы Советской власти против Церкви.

В одном из первых своих посланий он заявил, что Православная Церковь не является участницей политической борьбы; святитель обязал духовенство воздерживаться от каких-либо политических акций. Охраняя эту позицию, святейший патриарх отказался передать благословение одному из лидеров Белого движения. Но большевики рассматривали Церковь как одного из основных противников и объявили все духовенство контрреволюционным.

Первыми жертвами начатой борьбы против Церкви стали зверски убитый в Царском селе в октябре 1917 г. протоиерей Иоанн Кочуров (ранее служивший вместе с Патриархом Тихоном в Америке) и расстрелянный в Киеве в январе 1918 г. митрополит Киевский Владимир (Богоявленский ). В феврале 1918 г. Патриарх Тихон выпустил резкое по тону послание, в котором отлучил от церковного общения всех проливающих невинную кровь и призвал всех верных чад Церкви встать на ее защиту.

В годы гражданской войны многие священнослужители, монахи и монахини были зверски замучены: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причащали» расправленным свинцом, топили в прорубях, сажали на кол. Летом 1918 года в Екатеринбурге была убита Царская семья: последний российский император Николай II , его супруга Александра Федоровна и их пятеро детей – Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия, Алексей. В то же время погибла от рук убийц сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна. Святейший патриарх Тихон не побоялся публично осудить расстрел царя и его семьи и благословил священнослужителей молиться об их упокоении.

В годы жестокого голода в Поволжье в 1921-1922 гг. власть попыталась сокрушить Церковь: в то время как Православная Церковь активно участвовала в передаче помощи голодающим, по приказу Ульянова В.И. (Ленина) было объявлено об изъятии всех церковных ценностей в виду того, что Церковь якобы укрывает от страдающего народа свои богатства. В секретной инструкции Ленина говорилось: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церков­ных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Новых властителей страны не беспокоили страдания жителей голодающих районов. Им необходимо было уничтожить Церковь и завладеть ее ценностями, чтобы на вырученные деньги устроить мировую революцию.

Принудительное изъятие церковных ценностей встретило активное сопротивление верующих. Во время кампании по изъятию погибло множество мирян и представителей духовенства. В разных городах были организованы показательные судебные процессы. Только в Москве и Петрограде было вынесено 14 смертных приговоров. Среди расстрелянных по этому делу – митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). На вопрос трибунала о себе, он сказал: «Что же я могу о себе сказать? Я не знаю, что вы мне скажете в своем приговоре: жизнь или смерть. Но что бы вы не сказали, я осеню себя крестом и скажу: слава Богу за все». В это время был арестован и патриарх Тихон, готовился суд над ним с неизбежным расстрельным приговором. Но под влиянием требований внешней политики большевики вынуждены были отпустить патриарха на свободу.

Неоднократно предпринимались попытки покушения на жизнь святителя Тихона. В 1924 году во время покушения на патриарха погиб Яков Полозов , келейник святейшего – сирота, с детства воспитанный святителем и более 25 лет проведший вместе с ним. Когда ворвались вооруженные бандиты, Яков Сергеевич закрыл собой патриарха и был убит пятью пулями.

После арестов, многочисленных изматывающих допросов, постоянных переживаний за паству, неимоверно тяжелых усилий, положенных на установление приемлемых для Церкви отношений с Советской властью, сердце патриарха не выдержало. В возрасте 60 лет на Благовещение 1925 года Святейший Патриарх Тихон почил. Последние слова патриарха Тихона: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная, темная ». Эти слова были пророческими – период гонений на Церковь продолжался более 70 лет.

4. Прославление СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА и новомучеников: осмысление подвига

Канун празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году стал переломным в отношениях Русской Церкви и советского государства. На крови новомучеников начала возрождаться Православная Церковь в России. Были прекращены гонения, начали открываться приходы, возрождаться монастыри, появились церковные периодические издания, были отрыты духовные школы (семинарии, академии, институты, университеты), начала возрождаться богословская наука. Одной из важнейших церковных задач в наши дни стало осмысление подвига новомучеников и исповедников Российских. Во главе сонма новомучеников стоит святейший патриарх Тихон.

Первая попытка такого осмысления была предпринята уже современниками Святейшего. Так, митр. Сергий (Страгородский) в слове над гробом почившего Патриарха ТИХОНА (7 апреля 1925 года) так охарактеризовал его служение:

«Его святительская деятельность и до избрания в патриархи не сопровождалась внешним блеском. Его личность не была заметна. Казалось, что он не имел никаких особенных дарований, которыми мог бы блистать. Как будто даже ничего не делал. Не делал, но при нем какой-то маленький приход превратился в Американскую Православную Церковь. То же было и в Литве, и в Ярославле… То же повторилось и здесь. Казалось, что он ничего не делал, но тот факт, что вы собрались здесь … есть дело рук святейшего. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы… По своему характеру святитель отличался величайшей незлобивостью и добротой. Он всегда одинаково был верен себе: и на школьной скамье, и на пастырской и архипастырской ниве, вплоть до занятия патриаршего престола. Он имел особенную широту взгляда, способен был понимать каждого и всех простить. А мы очень часто его не понимали, часто огорчали своим непониманием, непослушанием, отступничеством. Один он безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. За что любил его православный русский народ? Любил православный народ своего патриарха потому, что он возрастил эти богатые добродетели на почве церковной при благодатной помощи Божией. “Свет Христов просвещает всех”, – говорит слово Божие, и этот свет Христов был тем светочем, который путеводил почившего во время его земной жизни. Будем надеяться, что за высокие качества милосердия, снисходительности и ласки к людям Господь будет милостив к нему, предстоящему перед престолом Божиим».

За несколько лет своего служения святейший патриарх Тихон смог создать основу для развития церковной жизни в новых условиях – в условиях атеистического государства, воздвигшего самое страшное в истории Церкви гонения на нее. Патриарх смог сохранить единство Русской Церкви, которое большевики пытались расколоть с помощью некоторых либеральных священнослужителей-модернистов, пошедших на сделку с совестью и властью (так называемых обновленцев). Участием в богослужениях, изданием патриарших посланий, обличением гонителей Церкви святитель Тихон укреплял верующих и своим бесстрашием оставил пример верного исповедания Христа.

В 1989 г. Святейший патриарх Тихон был причислен к лику святых. В юбилейном 2000 году Русская Церковь прославила подвиг всех пострадавших за веру от Советской власти. Но так как невозможно восстановить имена всех пострадавших и узнать подробности их подвига, они были канонизированы как Собор новомучеников и исповедников российских.

Составитель Ю. В. Серебрякова

Основные даты жизни святителя Тихона Патриарха Всероссийского

1865 — Родился Василий Иванович Беллавин в семье священника Воскресенской церкви погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии.

1869 — Переезд родителей Патриарха из Клина в Торопец.

1874 — Василий Беллавин поступает в Торопецкое духовное училище.

1878 — Поступление в Псковскую Духовную Семинарию.

1884 — Василий Беллавин поступает в Петербургскую Духовную Академию.

1888 — Василий Беллавин оканчивает Академию и определяется преподавателем богословия и французского языка в Псковскую Духовную Семинарию.

1891 — Принимает монашеский постриг с наречением имени Тихон в честь свт. Тихона Задонского.

1892 — Иеромонах Тихон назначен инспектором Холмской духовной семинарии. Вскоре он становится ее ректором с возведением в сан архимандрита.

1897 — Хиротония архимандрита Тихона во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии.

1898 — Назначен епископом Алеутским и Аляскинским (спустя два года — епископ Алеутский и Северо-Американский)

1905 — Возведен в архиепископское достоинство.

1907 — Архиепископ Тихон переводится на Ярославскую кафедру.

1913 — Владыка назначен архиепископом Виленским и Литовским.

1916 — Награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

1917 — Архиепископ Тихон избран Московским епархиальным съездом духовенства и мирян на Московскую и Коломенскую митрополичью кафедру (23 июня). Возведен в сан митрополита Московского и Коломенского (13 августа). Открытие Поместного Собора Православной Российской Церкви (15 августа). Избрание митрополита Тихона Патриархом Московским и всея России (5/18 ноября). Торжественная интронизация патриарха Тихона в Успенском соборе Кремля (21 ноября).

1918 — Первосвятительские поездки Патриарха: в Петроград (10-17 июня), в Ярославль и Ростов Великий (27 сентября — 5 октября). Обращение Патриарха Тихона к Совету Народных Коммисаров, 24 ноября – арест.

1922 — Допрос Патриарха Тихона в Московском революционном трибунале на процессе московского духовенства об изъятии церковных ценностей (5 мая). 19 мая заключен под стражу в Донском монастыре.

Гонения на Церковь, аресты и покушения на Патриарха большевиками.

1925 — Кончина Патриарха Тихона 7 апреля в больнице Бакуниных на Остоженке. 12 апреля – погребение.

1989 — Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причисляет Патриарха Тихона к лику святых. Канонизация Патриарха.

1992 — Обретение мощей Патриарха Тихона (22 ферваля).

Во времена царя Фёдора Ивановича в Москве был устроен «высочайший престол патриарший». Но при , на рубеже веков, после смерти патриарха Адриана, выборы нового Святейшего не состоялись.

Местоблюстителем патриаршего престола был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский - архиерей, пытавшийся сопротивляться самым радикальным и поспешным реформам первого русского императора. И в 1718 году усилившийся Пётр провёл церковную реформу, по существу, огосударствление Церкви.

Вековые традиции, на которых держалась Русь, выкорчёвывались безжалостно. Митрополит Стефан не принимал участия в разработке церковной реформы - и с грустью принял возложенную на него роль президента Синода. Ведь он был противником самой идеи этого учреждения!.. Духовный регламент для Синода сочинял, по большей части, Феофан Прокопович - правая рука Петра в делах церковных.

Больше двух веков в православной империи не было патриарха. И - вот она, ирония истории! - патриаршество удалось восстановить через несколько дней после взятия Зимнего, после Октябрьской революции, которая, как это вскоре стало ясно, превратит атеизм в официальную идеологию России. Более того, появление в политической жизни могущественных атеистических сил помогло сторонникам возрождения патриаршества отстоять свои позиции. Ведь на Соборе громко звучали и голоса против этого решения.

Многие (в особенности - профессура духовных академий) опасались, что в Церкви установится единовластие, эдакий абсолютизм. Говорили, что в первые три века существования христианства патриархов не было… Но после 25 октября 1917 все (за редким исключением) осознали, что патриарх Церкви необходим.

Именно тогда прозвучали на Поместном соборе слова епископа Митрофана:

«Россия горит, всё гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идёт война, нужен единый вождь, без которого воинство идёт вразброд».

Поместный собор (опять-таки - первый с 17 века!) продолжался долго, больше года. С 17 августа 1917 до сентября 1918-го. Всё изменилось в стране за это время. Кульминацией Собора стало избрание Патриарха.

Какой была атмосфера лета и осени 1917 года? Революционный хмель переплетался с ощущением тревоги, депрессии. В Москве власть советов завоевала первенство не бескровно - не то, что в Петрограде. Успенский собор, в котором начинался Собор, был обстрелян. Кремль заняли вооруженные представители новой власти - и Владимирскую икону Божьей Матери пришлось перенести в Храм Христа Спасителя, где продолжались богослужения, где избирали патриарха…

Сначала, по запискам, определили кандидатов. Значительно больше голосов, чем другие, получил архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) - 101. За кандидатуру архиепископа Тамбовского Кирилла высказалось 27 человек, за митрополита Московского Тихона - 23, за митрополита Тифлисского Платона - 22, за архиепископа Новгородского Арсения - 14.

Но соборное избрание мог показать только жребий. Ни один из соискателей не выказывал властолюбия, не добивался своего избрания. Они - единомышленники - благочестиво устранились от «борьбы».

5 ноября три бумажных жребия запечатали в кожчевце и вынесли на амвон. Соискатели на литургии отсутствовали - чтобы избежать даже тени нездоровых страстей. После особого молебна началась церемония вскрытия ковчежца. Крышку поднял . Он же благословил старца Алексия (Соловьёва) вынуть один из жребиев.

Старец достал бумагу и передал владыке. Митрополит Владимир громко зачитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» Всё было сделано для того, чтобы осуществилась воля Божья - так и восприняли это решение верные чада православной Церкви.

Делегация во главе с митрополитом Вениамином направилась в Троицкое подворье, чтобы объявить митрополиту Тихону об избрании его патриархом… Ответ владыки известен:

«Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: „Плач, и стон, и горе“ и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль».

Так начинался жертвенный подвиг .

Настолование патриарха состоялось всё-таки в Успенском соборе - в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября. В столицах уже утвердилась власть советов, которая в те дни еще представляла собой блок большевиков и левых эсеров. Но они сами ещё не верили в то, что пришли «всерьёз и надолго».

Патриарх Тихон принял крест «в минуты роковые». Это был крест патриарха Гермогена. Какой будет Россия? Продолжится ли атака богоборчества? От этих вопросов предстоятель Церкви не мог отмахнуться.

Большинство православных не принимало участия в политических баталиях, молясь о победах русского воинства… С лета 1917 в их сердцах царила растерянность. И патриарх попытается пробудить их своими «гермогеновскими» воззваниями. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы… анафемствуем вас, если только вы ещё носите имена христианские, хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Он призывал противостоять гонителям - не оружием, но верой. Первые воззвания Собора и патриарха прозвучали в ноябре и январе 1918-го. Но это были еще не самые кровавые месяцы.

А потом случилась полномасштабная Гражданская война, невиданное ожесточение всевозможных активистов, террор и вспышки бандитизма, голод и погромы храмов. Рискнём высказать предположение: если бы в 1917-м году устояла петровская система государственного и коллегиального управления Церковью - православным труднее было бы отстоять веру в годы богоборчества.

Благодаря решениям Поместного собора 1917-го Церкви удалось установить диалог с государством в 1940-е, 70-е и 80-е, удалось подготовить возрождение последнего двадцатилетия. Всё же есть у сегодняшней юбилейной даты глубокий исторический смысл.

Церковь празднует память святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, несколько раз в году: в день его кончины, в день прославления в 1989 году, в соборе новомучеников, в соборе святителей Московских, а также сегодня - в день избрания на Патриарший престол. Избрание это не было обычным для Русской Церкви; оно было одновременно восстановлением Патриаршества после почти двухсотлетнего перерыва.

Митрополит Московский

До 1917-го года будущий Святейший Патриарх Тихон (в миру - Василий Иванович Белавин; родился в 1865-м году) прожил уже большую жизнь. Он окончил Псковскую семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию, преподавал догматическое богословие в Псковской семинарии, затем принял постриг с именем Тихон в 1891-м году. Он был ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии; затем был возведен в сан епископа Люблинского. Особенно интересна деятельность Святителя Тихона в Северной Америке - с 1898-го по 1907-й год он был епископом Алеутским и Аляскинским (с 1900-го года - Алеутским и Североамериканским). После возвращения из Америки владыка Тихон возглавлял сначала Ярославскую, а затем Виленскую епархии. Будучи архиепископом Виленским, святитель Тихон участвовал в заседаниях Синода 1916-1917 годов.

В 1917-м году, после Февральской революции, в Церкви, как и во всем государстве, происходили значительные перемены. Обер-прокурор Синода во Временном Правительстве Львов в апреле подобрал новый состав Святейшего Синода из прогрессивно настроенных иерархов, в который из прежних членов вошел только Сергий (Страгородский). Архиепископ Тихон в новый состав Синода вызван не был.

В России была введена выборность епархиальных структур церковного управления. 19 июня 1917-го года в Москве состоялся Съезд духовенства и мирян Московской епархии для выборов возглавителя епархии: 21 июня посредством тайного голосования правящим архиереем Москвы был избран Архиепископ Тихон; 13 августа 1917-го года он был возведен на кафедру митрополитов Московских и Коломенских.

Восстановление Патриаршества

15 августа 1917-го года, в день Успения, литургией, совершенной митрополитом Владимиром (Богоявленским) в кремлевском Успенском соборе, открылся Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов. Более половины участников Собора были миряне, хотя и без права голоса при принятии решений. На соборе разгорелась оживленная дискуссия о необходимом высшем церковном управлении. Далеко не все участники высказывались за реставрацию патриаршества; против выступала значительная группа профессоров-богословов из мирян. После захвата власти большевиками в Петрограде, 28 октября (10 ноября), прения по вопросу были прекращены и было принято решение о восстановлении патриаршества. Мнение народа на Соборе выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Жребий Божий

Избрание было решено проводить в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили (по убывающей): архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тихон, митрополит Московский. 5 (18) ноября 1917 года, после литургии и молебна в храме Христа Спасителя, старец Зосимовой пустыни Алексий вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из расстрелянного незадолго до того Успенского собора; митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «митрополит Тихон».Таким образом, избранником оказался кандидат, набравший наименьшее количество голосов.

Исполнение предзнаменований

В тот же день все архиереи-члены Собора собрались в резиденции Московских митрополитов. Архиепископ Антоний (Храповицкий), кандидат, набравший наибольшее число голосов, обратился к избранному на Патриарший престол митрополиту Тихону, сказав, в частности, следующее: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по Академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе, дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского; так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас «патриархом», когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования <...>».

Интронизация (возведение на Патриарший престол) состоялась 21 ноября 1917 года (4 декабря по новому стилю) в кремлевском Успенском соборе, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Престол как Голгофа

Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном, поражались его удивительной доступности, простоте и скромности. Широкую доступность Святейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце - ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным, как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов.

Дело Патриарха Тихона

Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, Гражданской войной. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.

О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов к гибели ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», - говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Для спасения тысяч жизней и улучшения общего положения Церкви Патриарх принял меры к ограждению священнослужителей от чисто политических выступлений. 25 сентября 1919-го года, уже в самый разгар Гражданской войны, он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу.

Заточение и смерть

Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922-го года по июнь 1923-го года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919-го года и 9 декабря 1923-го года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925-го года он совершил последнюю Божественную Литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Канонизация и почитание

9 октября 1989-го года Святитель Тихон был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви; он стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских.

19 февраля 1992-го года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Мощи обычно открыто покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.

Память святителя Тихона Церковь празднует 25 марта (по старому стилю) в день его преставления; а также 26 сентября - день его прославления в лике святых.

Дореволюционная деятельность

Семья, образование, постриг, рукоположение

Будущий Патриарх родился в приходе Воскресенской церкви погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии , в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Беллавина; впоследствии родитель был переведён в приход Спасо-Преображенской церкви города Торопца , в Псковской епархии. Фамилия Беллавинъ была довольно распространена на Псковщине среди лиц духовного звания.

У Василия Беллавина было 3 родных брата, которые умерли, не дожив до старости. Родительница - Анна Гавриловна - скончалась 29 апреля 1904 года (последний раз епископ Тихон гостил у неё в Торопце на Рождество 1903 года, проездом из Петербурга назад в США , в свою епархию), после чего у него не осталось близких родственников.

По словам современника, «с детства Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества »; среди своих товарищей по Псковской Семинарии имел шутливое прозвище «Архиерей ».

В декабре 1891 года пострижен в монашество с именем Тихон ; 22 декабря рукоположён во иеромонаха .

В епископство Тихона имели место случаи перехода ряда американцев из инославия в лоно Российской Церкви. Так, бывший священник Епископальной Церкви США Ингрэм Ирвин (Ingram N. W. Irvine ) был рукоположен архиепископом Тихоном в Нью-Йорке 5 ноября 1905 года .

При его деятельном участии продолжился и завершился перевод богослужебных тесктов на английский язык : выполнен г-жой Изабель Хэпгуд (Isabel F. Hapgood ) с церковнославянского .

При нём были открыты десятки новых храмов. В городе Скрантоне (Scranton, Pennsylvania), штат Пенсильвания , им был основан Свято-Тихоновский монастырь, при котором устроена школа-приют для сирот.

При Преосвященном Тихоне в состав епархии вошли 32 карпаторусских общины, пожелавших перейти из униатства в православие.

На Ярославской и Виленской кафедрах

Состоял почётным председателем ярославского отделения Союза русского народа .

22 декабря 1913 года, вследствие конфликта с ярославским губернатором графом Дм. Н. Татищевым, был переведён в Вильну (Северо-Западный край). При переводе из Ярославля, Городская дума Ярославля почтила его титулом «почётного гражданина города Ярославля»; Святейший Синод в сентябре 1914 года разрешил ему принять звание - «случай избрания епископа почётным гражданином города является чуть ли не единственным в истории Русской Церкви» .

В Вильне сменил архиепископа Агафангела (Преображенского) . Во время Первой мировой войны был в эвакуации в Москве.

В это время архиепископ Тихон пользуется большой популярностью в народе, по некоторым источникам, для благословения к нему приходили даже католики и староверы .

Тихон после революции

Избрание московским святителем и Патриархом всероссийским

В России была введена выборность епархиальных структур церковного управления.

7 ноября нареченный Патриарх отбыл в Троице-Сергиеву лавру , где пробыл несколько дней, о чём сохранились воспоминания архимандрита Кронида (Любимова) († 10 декабря ), наместника Лавры.

Деятельность Поместного Собора 1917-

Первая сессия собора приняла ряд нормативно-правовых документов для устроения церковной жизни в новых условиях: Определение о правовом положении Церкви в государстве , которое в частности предусматривало: первенствующее публично-правовое положение Православной Церкви в Российском государстве; независимость Церкви от государства - при условии согласования церковного и светского законоуложений; обязательность православного исповедания для главы государства , министра исповеданий и министра народного просвещения. Было утверждено Положения о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете как высших органах управления в период между созывами поместных соборов .

Вторая сессия открылась 20 января (2 февраля) 1918 года и закончилась в апреле. В условиях крайней политической нестабильности собор поручил Патриарху тайно назначить своих местоблюстителей, что он и исполнил, назначив митрополитов Кирилла (Смирнова) , Агафангела (Преображенского) и Петра (Полянского) в качестве возможных своих преемников.

Поток вестей о расправах над духовенством, в особенности убийство митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) , побудил учредить особое поминовение исповедников и мучеников, «скончавших жизнь свою за православную веру». Были приняты Приходской устав, призванный сплотить прихожан вокруг храмов, а также определения о епархиальном управлении (предполагающее более активное участие в нём мирян), против новых законов о гражданском браке и его расторжении (последнее ни в коей мере не должно было затрагивать церковного брака) и другие документы.

Анафема и иные заявления

Хотя в общественном сознании закрепилось мнение, что анафема была изречена на большевиков, последние не названы явно; Патриарх осудил тех, кто:

гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И всё это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдалённых окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.).

Все сие преисполняет сердце Наше глубокою болезненной скорбью и вынуждает Нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: „Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочии страх имут“ (1Тим. 5:20).

Более определёнен адресат его Обращения к Совету Народных Комиссаров от 13/26 октября :

«Все, взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 26:52)

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?

По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7:9-10). Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций».

От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. <…>

Уголовное преследование

В тот же день была издана специальная инструкция о порядке изъятия церковных ценностей, предусматривающая точные условия производства работ по изъятию и гарантирующая правильность этого изъятия.

В связи с декретом Патриарх Тихон обратился к верующим с Воззванием от 15 (28) февраля 1922 :

<…> Мы нашли возможным разрешить церковноприходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чём и оповестили Православное население 6(19) февраля с.г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения.

Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви, 10(23) февраля ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства, и Мы священным Нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад Наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, неосвящённых и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от Неё, священнослужители - извержением из сана (Апостольское правило 73, Двухкратн. Вселенск. Собор. Правило 10).

Послание Патриарха было разослано епархиальным архиереям с предложением довести его до сведения каждого прихода.

В марте в ряде мест произошли эксцессы, связанные с изъятием ценностей, особенно большой резонанс имели события в Шуе. В связи с последними 19 марта 1922 года Председатель Совнаркома В. И. Ленин составил секретное письмо. Письмо квалифицировало события в Шуе как лишь одно из проявлений общего плана сопротивления декрету Советской власти со стороны «влиятельнейшей группы черносотенного духовенства».

Ленин в частности, писал:

Я думаю, что здесь наш противник делает громадную ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадёжна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас именно данный момент представляет из себя исключительно благоприятный и вообще единственный момент, когда мы можем с 99 из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.

Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне.

Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Это соображение в особенности ещё подкрепляется тем, что по международному положению России для нас, по всей вероятности, после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть, даже чересчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена полностью. Кроме того, главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов, то есть эсерам и милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы именно в данный момент, именно в связи с голодом проведём с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства.

Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения этого плана я представляю следующим образом:

Официально выступать с какими бы то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин, - никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий.

Посланная же от имени политбюро телеграмма о временной приостановке изъятия не должна быть отменяема. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление, будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой секретной телеграмме именно потому, что она секретна, противник, конечно, скоро узнает).

В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких), причём дать ему словесную инструкцию через одного из членов политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше, чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведён с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров.

Самого Патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать, хотя он, несомненно, стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев. Относительно него надо дать секретную директиву Госполитупру, чтобы все связи этого деятеля были как можно точнее и подробнее наблюдаемы и вскрываемы, именно в данный момент. Обязать Дзержинского, Уншлихта лично делать об этом доклад в политбюро еженедельно.

На съезде партии устроить секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, НКЮ и ревтрибунала. На этом совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем больше число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать. (Известия ЦК КПСС , 1990, № 4, стр. 191-194)

30 марта заседало политбюро, на котором по рекомендациям Ленина был принят план разгрома церковной организации, начиная с «ареста Синода и Патриарха. Печать должна взять бешеный тон… Приступить к изъятию по всей стране, совершенно не занимаясь церквами, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей».

В марте начались допросы Патриарха Тихона: он вызывался в ГПУ на Лубянку, где ему дали под расписку прочесть официальное уведомление о том, что правительство «требует от гражданина Беллавина как от ответственного руководителя всей иерархии определённого и публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчинённая ему иерархия».

После издания Заявления ему была предоставлена свобода в организации деятельности «Патриаршей» Церкви. Большинство исследователей склонны видеть основную причину отмены готовившегося судебного процесса в уступке правительства в ответ на ноту Керзона (известна как ультиматум Керзона), вручённую НКИД 8 мая 1923 года , от имени правительства Великобритании . Нота содержала угрозу полного разрыва сношений с СССР и требовала, среди прочего, прекращения репрессий против Церкви и духовенства и немедленного освобождения Патриарха (21-й пункт).

Церковная смута

14 мая 1922 года в Известиях появляется Воззвание верующим сынам Православной Церкви России , где содержалось требование суда над «виновниками церковной разрухи» и заявление о прекращении «гражданской войны Церкви против государства».

15 мая депутация обновленцев принята Председателем ВЦИК М. Калининым и на следующий день было объявлено об учреждении нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ). Последнее полностью состояло из сторонников обновленчества. Первым его руководителем стал епископ Антонин Грановский , возведённый обновленцами в сан митрополита. На следующий день власти, чтобы облегчить обновленцам задачу овладения властью, перевезли Патриарха Тихона в Донской монастырь в Москве, где он находился в строгой изоляции. К концу 1922 года обновленцы смогли занять две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов.

Чин погребения был совершён 30 марта (12 апреля) 1925 года, в Вербное воскресенье , в Донском монастыре ; участвовали 56 архиереев и до 500 священников, пели хоры Чеснокова и Астафьева. Был похоронен с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора.

Канонизация и почитание

Литература

  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин . М., 1994.
  2. ЖМП . 1990, № 2, стр. 56 - 68: Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.
  3. Герд Штриккер. // Патриарх Тихон в поисках путей сосуществования с советской властью .
  4. Герд Штриккер. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью // Изъятие церковных ценностей. Процесс против митрополита Вениамина Петроградского .
  5. Протоиерей А. И. Введенский . За что лишили сана бывшего патриарха Тихона (Речь прот. А. И. Введенского на заседании 2-го Всероссийского Поместного Собора 3-го мая 1923 года в Москве). - М.: «Красная Новь», 1923.
  6. Протоиерей А. И. Введенский. Церковь Патриарха Тихона. Москва, 1923.

Примечания

Труды

  • В. Беллавин . О лице Господа Иисуса Христа «Странник». СПб., 1890. Том 2.
  • Архимандрит Тихон (Беллавин) . Вегетарианство и его отличие от христианского поста «Странник». СПб., 1895. Том 1.
  • Архимандрит Тихон (Беллавин) . О подвижничестве «Странник». СПб., 1897. Том 2.
  • Речь архимандрита Тихона при наречении его во епископа Люблинского (18 октября 1897 года) «Прибавления к Церковным ведомостям». СПб., 1897. № 43.
  • Поучение преосвященного Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского, к новопоставленному иерею «Прибавления к Церковным ведомостям». СПб., 1900. № 22.
  • Слово в день годовщины священного коронования 14 мая 1905 года, произнесенное св. патриархом Тихоном, в бытность его архиепископом Алеутским и Северо-Американским в Нью-Йоркском соборе «Православная жизнь». Jordanville, 2001. № 7(618).
  • Приветствие членам Собора Православной Российской Церкви от лица Московской кафедры (16 августа 1917 года) Пг., 1918.
  • Слово высокопреосвященного митрополита Тихона, в Крестовой церкви Троицкого Подворья при благовестии ему патриаршества (5-го ноября 1917 года) «Сергиевские листки». Paris, 1932. № 11(61).
  • Слово в Успенском соборе Московского кремля по принятии жезла Святителя Петра митрополита (21 ноября 1917 года) Пг., 1918.
  • Приветствие членам Освященного Собора Православной Российской Церкви (22 ноября 1917 года) «Прибавления к Церковным ведомостям». Пг., 1918. № 6.
  • Грамота по случаю вступления на патриарший престол (от 18 декабря 1917 года) «Церковные ведомости». Пг., 1918. № 1.
  • Послание к епископам Грузинского Экзархата, отделившимся от Русской Православной Церкви (29 декабря 1917 года) «Церковные ведомости». Пг., 1918. № 3-4.
  • Новогоднее слово (1 января 1918 года) «Прибавления к Церковным ведомостям». Пг., 1918. № 1.
Поделиться: