Открытое логопедическое занятие в старшей группе на тему «Ярмарка. Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков» Открытые занятия по логопедии в старшей группе

Елена Федорова

Тема открытого логопедического занятия :

«Путешествие на весеннюю полянку » ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :

Коррекционно-образовательные : Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”. Закрепление и практическое употребление предлогов В , НА. Усвоение категорий творительного падежа.

Коррекционно-развивающие : Развитие логического мышления. Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Развивать лексико-грамматический строй речи : упражнять в словообразовании. Развивать высшие психические функции : внимание, мышление, память. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики. Обогащать словарь и активизировать речь детей

Коррекционно-воспитательные : формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение, учить детей смело высказывать свои мысли, поддержание радостного, бодрого настроения в течение занятия .

Ход занятия

Организационный момент

Логопед . Здравствуйте, дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на весеннюю полянку .

Дети. Здравствуйте!

Логопед . А сейчас, становитесь в круг играть!

Минута релаксации

Логопед . Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)

Музыка продолжает звучать

Логопед . Ребята, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает!

Дети. (хором) . Это весна!

Логопед . Правильно, это весна!

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка , вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

Логопед . Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы . (дети называют приметы весны, например : «Весной солнце светит ярко» , «Весной появляются первые цветы» , «Весной с юга прилетают птицы» , Весной люди надевают лёгкую одежду» и т. д.)

Лексико-грамматическое упражнение :

1. Дидактическое упражнение «Хорошо-плохо» (Метод контрольных вопросов)

Ребята, вы рады, что весна наступила?

А что нравится весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.)

Что не нравится весной? (Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т. д.)

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко :

Упражнение фонетической ритмики

Звонко капают капели : кап (логопед ) … КАП (дети!

Птицы весело поют : чирик…ЧИРИК!

Тает снег : ах…АХ!

Бегут ручьи : блл…БЛЛ

Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой : ффф…ФФФ!

Его гладит лучик солнца золотой : ааа…ААА!

Логопед . А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку .

(Ковёр) На этой полянке разместилось много перелетных птиц, Каких птиц вы знаете? они наконец-то закончили свой длинный и тяжёлый перелёт.

Игра «Какой птички не стало?» (усвоение категорий род. падежа ед. ч.) (На полянке разложены картинки перелётных птиц, убирается по очереди 1 картинка и спрашивается : Какой птицы не стало?

На дереве не стало ласточки.

На полянке не стало цапли .

На полянке не стало лебедя .

На дереве не стало скворца.

На дереве не стало кукушки.

На дереве не стало аиста.

На дереве не стало соловья.

На дереве не стало грача.

На полянке не стало журавля .

Логопед . Какое маленькое слово мы произносим, чтобы определить где была птица?

Дети. Маленькое слово НА. (на доске выставлены схемы некоторых предлогов )

Логопед . Покажите, каким символом мы обозначаем маленькое слово НА. (дети показывают) Этой карточкой-символом обозначаем слово НА. НА мы говорим, когда предмет находится где? (СВЕРХУ)

Логопед . Ребята! Давайте мы позовём птичек обратно, назовем их ласково и они обязательно прилетят к нам на полянку .

Соловей – соловушка;

Жаворонок – жаворонушек;

Скворец – скворушка;

Ласточка – ласточка;

Журавль – журавушка;

Лебедь – лебедушка;

Утка – уточка;

Кукушка – кукушечка;

Логопед . Молодцы, ребята! Всем, не только птичкам приятно когда их называют ласково. Вот и солнышко от таких слов стало пригревать сильнее, а солнечный зайчик предлагает нам с ним поиграть.

Самомассаж и артикуляционная гимнастика.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз : пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

Спасибо солнечному зайчику. Как хорошо и тепло стало, чувствуется что пришла весна. Ребята, мы побеседовали о птичках, а что происходит весной с животными?

Дети. Весной медведи и ёжики просыпаются после зимней спячки, зайчик и белочка меняют шубку. (Зайчик на серую, а белочка на ярко-рыжую)

Игра «Кто, где зимовал?»

Логопед . Давайте с вами поиграем в игру «Кто, где зимовал?»

(выставляются картинки с изображением «домиков» животных. Дети отвечая полным предложением, говорят где зимовали животные)

Дети. Медведь спал В берлоге

Лиса жила В норке.

Белка жила В дупле.

Волк зимовал В логове .

Ёжи спал В норе

Логопед . Какое маленькое слово мы произносим чтобы определить где зимовали звери?

Дети. Маленькое слово В

Логопед . Молодцы, ребята, покажите каким символом мы обозначаем маленькое слово В. (дети показывают) Правильно, этой карточкой-символом обозначаем слово В. В мы говорим, когда предмет находится ВНУТРИ.

Физкультминутка «Весна пришла» (Координация речи с движениями с музыкальным сопровождением. П. Чайковский «Времена года. Апрель» ).

Ребята, давайте мы выйдем на весеннюю полянку и на весну полюбуемся.


Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег на месте)

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь (Посмотреть друг на друга и улыбнуться)

Как стало хорошо, приятно, всюду пробуждение, такой свежий воздух.

Ой посмотрите, а что это наши звери взгрустнули? Я кажется знаю. Холодной зимой было много снега и им нечего было кушать (или у них было очень мало еды) и они голодные и истощавшие. Давайте мы покормим зверей.

Игра «Кто, что ест?»

Логопед . Медведя мы накормим Дети…. рыбой и малиной

Логопед . Волка мы накормим Дети.. рыбой и косточками

Логопед . Лису мы накормим Дети. … печеньем

Логопед . Зайца мы накормим Дети….капустой и морковкой

Логопед . Ежа мы накормим Дети. …яблоками и грибами

Логопед . Белку мы накормим Дети.. орешками и грибочками.

Молодцы, позаботились обо всех.

Составление предложений по картинкам с предлогами В, НА

Давайте посмотрим на эти картинки и составим по ним предложения, и назовём какое маленькое слово мы произнесли.

Дети. Соловей сидит В гнезде.

Кукушка села «НА» ветку.

Лебедь плавает «В» озере.

Ласточка летает «В» небе.

Журавль стоит «НА» одной ноге.

Белочка живёт «В» дупле.

Лисичка спит «В» норке.

Птичка сидит «В» гнезде.

«НА» поляне расцвели подснежники.

«НА» дереве распустились почки.

Логопед

Логопед . Какие маленькие слова мы использовали, чтобы составить предложения?

Дети. «В» , «НА»

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Вот и солнышко нежно улыбается и животным, и птицам, и растениям и нам от его тепла становится радостно, исчезает плохое настроение и хочется творить добро.

Солнце нежно улыбнулось,

Мать-земля уже проснулась,

Всюду жизнь и чудеса!

Внешний вид богат, роскошен

На лужайки бархат брошен,

В зелень рядятся леса….

С юга птицы прилетели,

Трелью весело запели .

Звери встали ото сна

Это к нам пришла весна.

Итог занятия .

Вот и закончилось наше путешествие . И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие картинки с изображением весны. Вы их дома или в группе самостоятельно раскрасите.

Логопедическое занятие в старшей группе

Конспект НОД по логопедии «На балу у Золушки»

Ракутина Елена Викторовна. Учитель – логопед МБДОУ «Комсомольский детский сад» Кунгурский район Пермский край
Описание: Конспект нод по логопедии для старшей группы детского сада на дифференциацию звука «Л - ЛЬ». Дети в игровой форме закрепляют произношение поставленных звуков.
Цель:
закрепление навыков различия звуков Л-ЛЬ в связной речи.
Задачи:
продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звуковому анализу, составлению предложений по схемам;
образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительными;
развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику;
развивать мимическую мускулатуру.
закрепить умение работать в парах1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
- Вы любите путешествовать?
- на каком виде транспорта можно путешествовать?
- Да, можно путешествовать на транспорте, а можно мысленно отправиться в путешествие. Отгадайте загадку:
Так быстро от принца бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(ответы детей)
- Я предлагаю отправиться в путешествие по сказке «Золушка», которую написал Шарль Перро.
- Кто главные герои этой сказки? (ответы детей).
Психогимнастика.
- Поставьте зеркала и изобразите на своих лицах добрую Фею, злую мачеху, грустную Золушку, удивлённое лицо принца.

2. Сообщение темы.
-Вместе с «Золушкой» мы повторим правильное произношение звуков л – ль.

3. Характеристика звука.
-Набрали в животик воздух и произнесли звук л. Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий). Звук ль мягкий.

4. Произношение звуков л – ль в слогах, словах.

Какой была Золушка? (Ласковой, милой, доброй).
- Какую работу она выполняла? Подскажите нужные слова. Золушка полы … (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь … (топила), обед … (варила, готовила), бельё … (стирала, полоскала, гладила), грядки … (копала, полола), посуду … (мыла, чистила).
- Чем похожи эти слова? На какой слог они заканчиваются? (Слог ла).
- На баллах люди не только танцуют, но и поют. Игра «Дирижёр». Мальчики произносят слог ЛА, а девочки слог ЛЯ я буду руководить нашим хором. (На мотив песни «В лесу родилась ёлочка»)
- Почему девочку звали «Золушка»?
- Что такое зола?
- Чем было испачкано платье Золушки?
- О чём она мечтала?
- Чем мы можем ей помочь?
- Выполнить за неё работу и осуществить её мечты.

5. Развитие мелкой моторики руки.
- Работаем в парах: девочки собирают фасоль, мальчики – лук.
- В слове «фасоль» какой последний звук? Разделите это слово на слоги. Сколько слогов?
- В слове где находится звук Л? (Начале, середине, конце).Сколько слогов?
- Какое слово из данных слов длиннее?
Образование прилагательных.
- В чём Золушка поедет на бал?
- Из чего можно сшить платье? (Образцы тканей)
- Если возьмём шёлк, какое будет платье? (Шёлковое). Из атласа – атласное, из льна – льняное.

6. Развитие языкового анализа и синтеза.
- Фея хотела подарить бусы, но они рассыпались. Помогите собрать. Какой первый звук в слове БАЛ? Каким цветом обозначаем? Правильно синим. Второй звук в этом слове? Каким цветом? Правильно, гласный – красным цветом. Последний звук – согласный, синим цветом.

7. Произношение звука в предложениях.
- Куда послала Фея Золушку? (Фея послала Золушку в огород)
- Посмотрите на экран и назовите, что изображено одним словом. (Овощи)
- Какой овощ нам понадобиться, опишите его не называя. Схема (форма, размер, цвет, какая польза). Что Золушка может приготовить из тыквы?
(Тыквенную кашу, тыквенный суп, тыквенное варенье)
Образование множественного числа существительных. «Один - много»
- Посмотрите на экран и скажите какие предметы нужны Золушке, чтобы попасть на бал(лошадь – лошади, платье – платья, туфель – туфли, платок – платки, мышь – мыши, ящерица - ящерицы).
Согласование существительных с числительным.
-Посмотрите на схему и составьте по ней предложение.
(У Золушки 1 (3, 5)платье. У Золушки 1 (3,5) лента).
-Тыкву превратили в карету, мышей – лошадей, ящериц – в слуг. Платье превратилось в золотой, красивый наряд. Золушка готова отправиться на свой первый бал.

8. Анализ словесного состава предложения.
- Золушка отправилась на бал. Выложите из слов-полосок схему этого предложения.
- Каким словом можно заменить слово отправилась? (Уехала, умчалась, добралась)
- По какой дороге ехала Золушка?(Прямая, извилистая, волнообразная)
- Нарисуйте двумя руками извилистую дорожку на песке.

9. Физминутка.
- Золушка оказалась на балу. Что она там делала?
(Познакомилась, танцевала, вселилась, смеялась, плясала)
- Сейчас мы вместе с Золушкой будем танцевать вальс. Мальчики приглашайте девочек.
Уточнение смыслового значения слова «полночь».
- Золушка не замечала времени, но вдруг часы пробили полночь.
- Как вы понимаете это слово?

10. Развитие связной речи.
- Расскажите, что случилось дальше.
- Как нашли Золушку?
- Чем закончилась сказка?

11. Итог занятия.
- Чем мы помогли Золушке?
- Что было вам интересно, какие трудности вы испытали.
- Спасибо за работу.

Развитие красивой, грамотной речи у дошкольников - не только способ избавиться от речевых дефектов, но и возможность дать ребёнку почувствовать себя увереннее в общении со сверстниками и взрослыми. Умея правильно изложить и донести свои чувства, сформировать навыки устного разговора, дошкольник будет понимать, о чём он сам говорит, что хочет рассказать. Воспитатель и логопед, проводящий групповые и индивидуальные речевые занятия с детьми, помогают дошкольникам преодолеть сложности в изучении родного языка и изложении своих мыслей в устной форме.

Теоретические аспекты логопедических занятий в детском саду

Цели для логопедических занятий, как правило, общие:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование навыков произношения звуков (зависит от этапа работы над определённым звуком).
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие навыков звукового анализа.
  • Совершенствование лексико-грамматических конструкций.
  • Развитие мелкой моторики рук для подготовки к письму.

Овладение родным языком - важнейшее приобретение ребёнка в дошкольном детстве

Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя её, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.

К. И. Чуковский

Методической целью открытого логопедического занятия является демонстрация того, какие методы и приёмы обучения использует педагог, как доступно подаётся материал. Если занятие проводится в конце полугодия, можно увидеть, каких успехов достигли дети за время обучения.

Задачи для разных возрастных групп

Для каждого занятия ставится одна конкретная цель и несколько основных задач, которые будут решаться в процессе образовательной деятельности.

Задачи для воспитанников младших групп ДОУ:

  • Расширение словаря.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Обучение правильному звукопроизношению.
  • Развитие умения различать предметы и описывать их внешние признаки для умения составлять связные описания.

В средней группе логопедические занятия решают ряд задач:

  • Активизация речевой деятельности.
  • Формирование правильного дыхания при разговоре.
  • Развитие артикуляции и речевого слуха.
  • Развитие ассоциативного мышления (помогает устанавливать связи между различными понятиями, способствуя становлению грамотной речи, логичному построению предложений).

В общении со взрослыми и сверстниками ребёнок осваивает правила человеческой речи, узнаёт новые слова

Для дошкольников старшей группы будут актуальны задачи:

  • Развитие умений давать характеристики звукам (длинные, короткие, как произносятся, в каких словах встречаются).
  • Формирование представлений о глухих и звонких звуках.
  • Развитие диалогической речи.

Примеры задач для воспитанников подготовительной группы:

  • Совершенствование точности мимики и жестов при разговоре.
  • Совершенствование умения точно и чётко отвечать на вопросы.
  • Развитие внятной грамотной речи.
  • Формирование навыка правильного речевого дыхания.

Занимаясь с воспитанниками ДОУ, логопед ведёт карты речевого развития каждого ребёнка

Родное слово - сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

К. Д. Ушинский

Таблица: логопедические приёмы в работе с дошкольниками

Название приёма Описание Чем полезно Актуальность использования на открытом занятии Примеры игр
«Песочные игры» Выбор игр зависит от возраста дошкольников. Для реализации таких приёмов педагогу необходимо иметь несколько ящиков, заполненных песком на одну треть, наборы мелких игрушек (человечки, транспорт, растения, животные), можно обзавестись и набором букв из дерева или пластмассы для игр на составление слов.
Игры с песком хорошо использовать при знакомстве со звуками и обучении детей правильному написанию слов.
В процессе игры дети лучше запоминают учебный материал, учатся самостоятельно описывать предметы по памяти и развивают мелкую моторику для подготовки рук к письму. Кроме того, работа с песком снимает лишнее напряжение и повышает эмоциональный фон детей. Задания в форме игры помогают детям отвлечься и расслабиться, поскольку некоторые из них могут некомфортно чувствовать себя в присутствии посторонних людей на занятии. С другой стороны, это хороший способ дать детям проявить себя, показать свою самостоятельность и фантазию. Педагог тоже может проявить творческий потенциал, показав коллегам различные варианты обучающих игр, интересных для дошкольников.
  • «Город с одним звуком».
    Логопед предлагает детям выбрать фигуры, в названии которых есть определённый звук и построить в песке город только с этими фигурами. За одну игру дети могут создать несколько городков, лучше запомнив звуки и слова, в которых они произносятся.
  • «Клад» (лучше проводить с детьми старшего возраста).
    Ребёнок прячет в песке фигурку. Затем объясняет остальным, сколько слогов в названии предмета и называет несколько звуков из этого слова. После того как дети отгадают, что это, они должны будут найти фигурку по инструкциям от спрятавшего («левее», «правее», «копать глубже» и т. д.).
  • Аналог игры «Волшебный мешочек».
    Педагог прячет в песке несколько разных букв. Дети должны на ощупь найти буквы и назвать их, затем можно перечислить слова, которые начинаются или заканчиваются на найденную букву.
Мимические упражнения Приём подходит для воспитанников всех возрастных групп. Данные упражнения помогают развить подвижность лицевых мышц, позволяют в дальнейшем вырабатывать чёткие артикуляционные движения. Упражнения влияют на дальнейшее развитие артикуляции, помогают ребёнку контролировать мимику во время разговора, чтобы ему проще было объяснить то, что он чувствует. С этого приёма можно начинать занятие, подключив гостей. Например, попросить детей с определёнными эмоциями рассказать гостям историю, что поможет воспитанникам не чувствовать себя неуютно в присутствии посторонних и поднимет настроение. Чем больше эмоций сможет задействовать педагог в работе - тем лучше. Есть возможность продемонстрировать коллегам собранный материал, который в дальнейшем они тоже могут использовать (картинки с эмоциями, изображениями разных зверей, «облака настроения», карточки с заданиями и т. д.). На первых занятиях всё начинается с простых упражнений - хмурить брови, поочерёдно открывать и закрывать глаза, постепенно движения будут усложняться (поднимать брови вместе и по очереди, широко улыбаться, делать губы «бантиком», пошевелить носом и пр.).
Нужно развивать у детей произвольность движений и контроль мимики. Лучше всего просить дошкольников изобразить определённые эмоции - радость, грусть, удивление, испуг, злость, счастье, бодрость, ликование, усталость и т. д. Чтобы дети, особенно младшие дошкольники, не теряли интереса к занятию, используется наглядный материал с изображениями эмоций («повтори, что на картинке») или эмоциональные состояния животных, которым можно дать названия (хитрая лиса, сердитый волк, добрый мишка).
Дыхательная гимнастика Применяется на всех возрастных группах на каждом занятии.
Ритмичное шумное дыхание помогает насытить организм кислородом, выйти из стрессового состояния.
Помогает развивать правильное дыхание при разговоре, успокаивает детей и настраивает их на обучение. С такой гимнастики стоит начинать занятие, чтобы детям было проще поддерживать внимание и позитивный настрой в дальнейшем. Привычная деятельность успокаивает воспитанников, несмотря на присутствие посторонних людей.
  • «Паровоз».
    Шумно набрать воздух через нос, задержать дыхание на 1 или 2 секунды, громко выдохнуть через рот, сложив губы трубочкой и издавая звук «у». Вдох должен быть резким и коротким, а выдох - плавным и долгим.
  • «Полёт самолёта».
    Ребёнок, изображая самолёт, «летает» по комнате и издаёт звук «у». Когда воспитанник «летит», звук должен быть выше, направляться в голову, при «посадке» звук становится ниже, идёт от туловища. Упражнение помогает регулировать кровяное давление, обучает дыханию в заданном темпе.
Массажный мяч Подходит для дошкольников любого возраста. Такие мячи применяются для массажа ладоней и пальцев, способствуя развитию мелкой моторики и подготовки детских рук к письму, повышая работоспособность каждой руки. Развивает мелкую моторику, подготавливая руку к письму. Если дети уже занимаются с прописями, то массажный мяч можно использовать в начале занятия для разминки или в середине для снятия усталости. Демонстрация педагогом различных упражнений для детей, показ правильных методических указаний в процессе занятий. Можно использовать мячи разного размера для массажа не только всей кисти, но и отдельных пальцев, которыми ребёнок в дальнейшем будет держать письменные принадлежности.
«Создание ситуации успеха» Приём подходит для детей, выполняющих задания в прописях. Ребёнок пишет в рабочей тетради только карандашом, а педагог не исправляет ошибки, только делает пометки на полях. Это позволит ребёнку стереть то, что он сделал неправильно, исправить работу самому. Такой приём способствует поднятию самооценки воспитанника, что даст ему дополнительное желание заниматься. Помогает ребёнку поверить в собственные силы, вызывая у него желание лучше работать, пробовать выполнять задания без ошибок и самому находить недочёты в работе. Этот приём является относительно новым, что даёт возможность педагогу наглядно показать, почему не стоит самостоятельно исправлять ошибки за ребёнка и ругать его в случае неудачи.
«Найди картинку» Изображения для карточек нужно подбирать в соответствии с возрастом детей и их словарным запасом.
Каждому ребёнку выдаётся карточка с различными изображениями (предметы, животные, растения). Нужно найти картинки по обозначенному педагогом принципу.
Развивает внимание, память, помогает лучше усваивать материал. Здесь может быть много вариантов заданий для детей, чтобы продемонстрировать уже имеющиеся у них знания, раскрыть тему занятия. Педагог демонстрирует собранный им материал (картинки могут быть тематическими, разделёнными по количеству слогов, букв и т. д.) и разработанные для разных возрастных групп задания с карточками. Дошкольники могут выполнять ряд различных заданий с карточками. Например, выделить картинки, в названиях которых есть буква «р», выделить картинки, названия которых начинаются с определённого слога, выделить картинки, заканчивающиеся на определённую букву.
Нетрадиционные упражнения с использованием здоровьесберегающих технологий Подходят для воспитанников любого возраста. Ряд упражнений, которые приведут в порядок физическое и психическое состояние учащихся, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Упражнения позволяют обучить детей приёмам сохранения здоровья, восстановления сил, развития переключаемости внимания, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления. Упражнения позволяют быстро восстановить работоспособность дошкольников, предупреждают утомление, значит, дети будут активно работать в течение всего занятия.
  • «Путешествие по телу» направлено на снятие мышечного напряжения.
  • Зрительная гимнастика.
  • Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».
Игровые приёмы Подходят для дошкольников любого возраста. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра. В игровой форме сложные и утомительные задания воспринимаются ребятами с интересом и выполняются с удовольствием. Способствуют поддержанию интереса детей к занятию, формированию положительной мотивации и познавательного интереса. За счёт игровой формы поддерживается мотивация воспитанников к выполнению заданий.
  • «Волшебный сундучок».
    Описательные рассказы даются детям трудно. И они их очень не любят. Здесь можно использовать «Волшебный сундучок» - коробку, в которой лежат маски. Один ребёнок садится на стульчик напротив других детей, логопед надевает на него маску, которую достаёт из волшебного сундучка (маски по лексическим темам: животные, птицы и т. п.). Дети начинают описывать то, кем или чем является ребёнок в маске по вопросам или по плану, ребёнок в маске угадывает.
  • Игра «Бусы». Используется при обучении звуковому анализу. Картинки наклеены на кружочки-бусинки. Дети собирают бусы, прикрепляя бусинки в соответствии с последним звуком предыдущего слова. Например: кот-торт-тыква-акула.

Мотивирующее начало занятия

Организационный вводный этап необходимо хорошо продумать, поскольку от него может зависеть весь дальнейший успех занятия. Логопеду нужно ввести детей в тему, с первых минут заинтересовать и сохранить положительную мотивацию на работу до конца занятия. Для этого существуют различные методы мотивации и поощрения.

Ещё в начале года логопед может завести для каждого воспитанника дневник его достижений, куда за каждое успешно выполненное задание будет добавляться красивая наклейка, обозначающая успехи дошкольника. Такой метод больше подойдёт для детей старших и подготовительных групп с целью поддержания интереса к занятиям на протяжении всего учебного года.

От того, какой будет мотивация воспитанников в начале занятия, во многом зависит результат самого мероприятия

Для детей младшего возраста в начале занятия хорошо использовать наручных кукол, которые «пришли проверить», готовы ли ребята к занятию, какое у них настроение. Например, педагог надевает на руки кукол мишки и зайчика, которые задают детям вопросы («Вы готовы начать урок?», «Взяли с собой хорошее настроение?», «Красиво ли вы сидите?» и т. д.).

В любой возрастной группе занятие можно начать с загадок на основные темы, чтобы дети сами смогли догадаться, что они сегодня будут изучать. Это поможет им сразу включиться в происходящее, начать размышлять и мотивирует дать правильный ответ.

Со средней группы используется вводное упражнение «составь целое из частей». Детям показывают картинку с сюжетом из знакомой сказки, а потом предлагают рассказать, что это за сказка, какие здесь герои, чем они заняты, где находятся, слов с какими буквами больше всего на этой картинке. Чем ярче и полнее иллюстрации, тем больший интерес возникнет у детей.

Воспитанников старшей и подготовительной групп можно сразу вызвать на диалог, например, начать беседу о том, что они видели на прогулке или по дороге в детский сад, какая была погода, время года, видели ли они животных и растения, что им больше всего запомнилось. Это побуждает детей сразу включаться в обсуждение, учиться грамотно пересказывать увиденное, чётко выстраивать предложения.

Новая интересная игра надолго привлечёт внимание дошкольников

В начале открытого занятия для детей разного возраста можно использовать организационный момент с участием присутствующих взрослых. Педагог предлагает дошкольникам поздороваться с гостями, но сделать это необычно. Каждый ребёнок получает вырезанное из картона лицо с изображением определённой эмоции. Дети здороваются с той интонацией, которая больше всего подходит к их картинкам. Воспитанников старшего и среднего дошкольного возраста можно попросить составить короткие рассказы о себе или друг друге, чтобы представиться гостям. Детям младшего возраста должен помогать педагог. Он может попросить малышей рассказать гостям, где в группе находятся предметы, начинающиеся на определённую букву или с заданным количеством слогов.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в разных возрастных группах

Возрастная группа Тема занятия Цель занятия Пример мотивирующего начала занятия Актуальность приёма
Младшая «В деревне у бабушки» Расширить знания детей о домашних животных. Сюрпризный момент на вводном этапе. Логопед показывает детям большую украшенную коробку, предлагает угадать, что в ней. Затем достаёт из коробки игрушку паровоз и рассказывает, что он отвезёт ребят к бабушке в деревню, где они познакомятся с домашними животными. Пока дети «едут» на паровозе, они выполняют речевые упражнения, имитируя звуки езды (чух-чух, ту-ту). Такое начало занятия позволяет сразу подключить дыхательную гимнастику и имитирующее упражнение, что поможет детям лучше работать в процессе всего урока.
Средняя «В поисках сказок» Закреплять у детей представления о числах, времени суток, пространстве. Сюрпризный момент. Педагог показывает детям книгу сказок, в которой совершенно пустые страницы. Обнаружив пропажу, нужно предложить детям отправиться на поиски сказок на поезде в библиотеку. Педагог говорит, что дети поедут по билетам, а потому нужно быстро найти подходящие по цвету к вагонам поезда билеты (дидактическая игра, материалы к которой нужно подготовить заранее: билеты из цветной бумаги и поезд из картонных вагончиков). Игра развивает внимание, логику, позволяет закрепить названия цветов в игровой форме, повысив интерес детей к занятию и дальнейшим заданиям.
Старшая «Зимушка-зима» Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Организационный момент. Дети встают каждый около своего стульчика. Логопед предлагает детям сыграть в игру. Он будет загадывать загадки о зиме, на которые дошкольники по очереди отвечают. Тот, кто дал правильный ответ, садится на стул. Игра помогает детям с интересом включиться в занятие, необходимо заранее подготовить большое количество загадок. Задание на внимательность, развитие слухового внимания. С первых минут дети вовлечены в процесс, начинают размышлять над темой занятия, стараются давать правильные ответы, закрепляют правильное произношение знакомых слов.
Подготовительная «Составление рассказа о любимом герое сказки» Развивать логическое мышление и грамотную речь. Организационный момент. На доске размещены картины с изображениями сказочных персонажей. Педагог говорит, что герои не помнят, как они выглядят, поэтому он будет называть имена персонажей, а дети, не показывая пальцем на картинку, должны своими словами описать внешний вид персонажа. Дети учатся составлять описательные рассказы, воспроизводить в устной речи то, что видят, грамотно строить предложения. Задание развивает внимание, наблюдательность.

Как подготовить и провести открытое логопедическое занятие в ДОУ

Открытое занятие отличается от обычного тем, что разрабатывается и проводится по специально заготовленной форме организации, где педагог может продемонстрировать коллегам свои методы и приёмы работы, которыми он успешно пользуется для достижения качественных результатов. Для воспитанников же это обычное занятие, не отличающееся от ряда других, за исключением присутствия посторонних людей.

Для проведения логопедических занятий потребуется набор зеркал, чтобы дети могли самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений

Дошкольный возраст - период интенсивного овладения ребёнком родным языком, стремительного расширения словарного запаса, а также понимания разнообразных речевых оттенков и интонаций.

При подготовке открытого занятия логопед опирается на технологическую карту, включающую описание цели, задач, каждого этапа занятия. По результатам проведённого мероприятия в документ заносятся сведения о полученных результатах и оценка работы детей на занятии.

Технологическая карта поможет при подготовке открытого занятия, а в дальнейшем и при анализе результатов

Картотека тем

Каждая тема включает в себя новые слова, которые должны расширить словарный запас ребёнка. На занятиях изучаются существительные, глаголы, признаки предметов (времён года, погоды, животных, людей и т. д.), наречия, предлоги. Список тем, которые логопед может реализовывать в течение года:

  • Осень. Деревья.
  • Лес. Грибы и ягоды.
  • Огород. Овощи.
  • Фрукты. Сад.
  • Осень (обобщённые знания об осени, её погоде, месяцах, поведении животных и птиц в это время года).
  • Тело человека.
  • Дикие животные.
  • Животные холодных и жарких стран.
  • Домашние животные.
  • Птицы перелётные и зимующие.
  • Одежда, обувь, головные уборы.
  • Новогодний праздник.
  • Зима.
  • Дом. Строительство.
  • Квартира. Мебель.
  • Посуда. Продукты.
  • Весна.
  • Семья.
  • Домашние растения.
  • Профессии.
  • Рыбы. Мир океана.
  • Транспорт.
  • Космос.
  • Наш город.
  • Наша страна.
  • Цветы.
  • Насекомые.

Для проведения индивидуальных открытых логопедических занятий с воспитанниками, можно воспользоваться соответствующей картотекой .

Фотогалерея: дидактические игры и схемы для занятий

Весёлые картинки помогут дошкольникам запомнить правильное употребление предлогов Игра «Продолжи ряд» развивает логическое мышление дошкольников Дидактическая игра «Посмотри и назови» развивает навыки классификации, умение обобщать Опорная схема поможет ребёнку составить рассказ о себе Старшие дошкольники учатся составлять описательные и сравнительные рассказы по картинкам С помощью данной игры ребёнок закрепляет знания о способах передвижения животных Игра «Составь слово» тренирует знания букв и звуков Данная схема поможет закрепить знания дошкольников о профессиях

Временной план занятия

Как и любое другое, логопедическое занятие в детском саду состоит из нескольких этапов:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение темы занятия.
  3. Описание и характеристика звука, который будет изучаться.
  4. Произношение нужных звуков в слогах, словах, предложениях.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа над произношением.
  7. Использование звука в связной речи, диалоге, рассказе.
  8. Итог занятия.

В разных возрастных группах продолжительность занятий различная (от 10 до 30 минут), чтобы дети не уставали, не теряли интереса к образовательной деятельности. Так, младшие группы дошкольников должны заниматься не более 10 (первая младшая) или 15 (вторая младшая) минут, средние - не больше 20 минут, старшие группы - 25, в подготовительной группе занятия длятся до получаса. Эти же требования относятся и к проведению открытых занятий.

Таблица: примеры временного плана занятий в разных возрастных группах

Возрастная группа Вводный этап, мотивирующее начало Дидактические игры Физкультминутка или подвижная игра Речевые упражнения Подведение итогов
Младшая 2 минуты. 3 минуты. 2 минуты. 7 минут (в игровой форме). 1 минута.
Средняя 3 минуты. 3 минуты. 3 минуты. 10 минут. 2 минуты.
Старшая 3 минуты. 4 минуты. 3–5 минут.
  • Упражнения на постановку звуков и произношения - 5 минут.
  • Задания на письмо, работа с прописями - 5 минут.
2 минуты.
Подготовительная
  • Вводный этап - 3 минуты.
  • Беседа - 5 минут.
5 минут. 5 минут.
  • Устная речевая работа - 5 минут.
  • Работа с прописями - 7 минут.
2–3 минуты.

Воспитанники подготовительной группы уже многое знают и умеют концентрировать внимание, поэтому на занятиях активно используется метод беседы.

Примеры конспектов открытых логопедических занятий

Ниже приведены варианты логопедических занятий для разных возрастных групп. Каждый этап подробно расписан, указаны цели и задачи занятия. Есть примеры игр, литературных произведений, необходимого оборудования и материалов. Показано, как подводить итоги занятия, какие методы и приёмы может использовать педагог.

(Богателия И. Н.) практически полностью создан в стихотворной форме, что может повысить интерес детей к выполнению заданий и оказать влияние на эстетическое развитие (вызвать желание самим сочинять стихи, изучать художественную литературу вместе с родителями и воспитателем).

Видео: занятие логопеда в старшей группе

Видео: открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе

Важно помнить, что любые знания будут полезны только при постоянном использовании на практике. Поэтому нужно развивать речь дошкольников не только на специальных занятиях, но и в обычной жизни, побуждая их как можно больше запоминать и рассказывать, изучая художественную литературу, предлагая интересные темы для игр, экскурсий, праздничных сценариев. В этом случае у каждого ребёнка будет возможность рассказать о своих впечатлениях и пообщаться с другими.

Разделы: Логопедия

Цель: Формирование системы знаний о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте.

Задачи:

  1. Совершенствовать знания детей о правилах поведения на улице города; закреплять знания о светофоре. Расширять представления детей о дорожных знаках. Воспитывать безопасный стиль поведения на улице и культуру поведения на транспорте.
  2. Обогащать и активизировать словарный запас по теме.
  3. Учить различать и называть части предметов. Классифицировать виды транспорта:
  4. наземный, водный, воздушный.
  5. Стимулировать речевую активность детей, учить отвечать на вопросы, использовать объяснительную и доказательную речь.
  6. Развивать просодические элементы речи: ритм, темп, выразительность; (произносить звуки тише-громче).
  7. Развивать конструктивные способности.
  8. Развивать общую и мелкую моторику.
  9. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  10. Воспитывать у детей желание знать и выполнять правила дорожного движения.

Оборудование: письмо в конверте; предметные иллюстрации транспорта; изображения дорожных знаков (правильные и неправильные); палочки Кюизенера; массажные шарики Су Джок; разрезные картинки с разными видами транспорта; мяч; звоночек; угощение.

Предварительная работа: экскурсии по улице города с воспитателем, изучение правил дорожного движения и правил поведения в транспорте, разучивание стихотворения о светофоре, изготовление “Азбуки дорожного движения”. Разучивание песни “Наш автобус голубой” А. Филиппенко, “Пешеходный переход” Л. Белых.

Ход занятия

Логопед:

Сказка начинается.

Вы слыхали, дети,
Светофория – страна
Есть на белом свете?
Разный там народ живет:
И автомобили, и шофер, и пешеход.

Да, чуть не забыли!
Управляет царь страной,
Светофор Великий,
Чтобы не было какой
Там неразберихи.

Появляется Светофор (родитель):

Светофор:

С виду я немножко грозный
Очень важный светофор.
На дороге с перекрестка
Я на всех гляжу в упор.
Все сигналам светофора
Подчиняются без спора!
Различать должны вы ясно –
Свет зеленый, желтый, красный?

Стук в дверь…

Почтальон (один из родителей) приносит письмо от жителей страны Светофории. Логопед зачитывает его:

“ Дорогие дети детского сада № 299, у нас случилась беда: жители нашей страны забыли все правила дорожного движения, сигналы светофора, дорожные знаки. Движение пешеходов и транспорта остановилось. Во всех городах нашей страны люди не могут безопасно ездить и ходить по улицам. Помогите нам, пожалуйста!”

– Ребята! Поможем жителям страны Светофории?

– Но давайте сначала сами вспомним некоторые правила дорожного движения.

Пальчиковая гимнастика.

Дорожных правил очень много:
Раз – внимание, дорога! (Загибаем пальчики, начиная с мизинца.)
Два – сигналы светофора
Три – смотри, дорожный знак,
А четыре – переход. Вот!
Правила всем надо знать (Указательным пальцем делаем круг около загнутых пальчиков и грозим этим пальцем.)
И всегда их выполнять.

– А теперь отправимся в путь, в Страну Светофорию. Полетим на вертолете.

Игра “Вертолет”.

Быстро лопасти крути, (Дети вертят руками над головой, бегут.)
Вертолет, лети, лети!

– Наша первая остановка в городе Почемучек. Жители этого города очень любят задавать вопросы.

Игра “Что? Где? Когда?”

– Какой сигнал светофора разрешает переходить дорогу?
– В каком месте можно переходить дорогу?
– Как называется часть улицы, по которой должен двигаться транспорт?
– Для чего необходим дорожный знак “Пешеходный переход”?
– Что должны делать пешеходы, когда на светофоре горит красный сигнал?
– Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы жителей города Почемучек. Теперь в этом городе будет порядок. Дальше поедем на машине.

Игра “Шофер”.

Кручу – лечу во весь опор.

(Дети крутят руками, как за рулем шофер.)
Я сам – мотор,
Я сам – шофер!
Я нажимаю на педаль,
И машина мчится вдаль! (Бегут по кругу, произнося: ж-ж-ж!)

А следующая остановка в городе Сломанных машин.

Игра “Построй автомобиль” с использованием палочек Кюизенера.

– Этот автомобиль попал в аварию, давайте починим его.

Дети из палочек строят автомобиль, отвечая на вопрос: Какие части есть у автомобиля? (У автомобиля есть колеса, кузов, кабина и т.д.)

– Автомобиль мы починили. Давайте проверим, как он работает? (Педагог нажимает на кнопку сигнала и говорит: “Би-Би”. Дети по очереди проверяют сигнал, но по просьбе логопеда издают сигнал громче – тише, в зависимости от местонахождения автомобиля далеко – близко.)

– Давайте посмотрим, как эти машины будут участвовать в гонках.

Пальчиковая гимнастика “Гонки” с помощью массажных шариков Су Джок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Катать колючие шарики по каждому пальчику вперед-назад, начиная с большого пальца.)
Можно гонки начинать. (То же самое, начиная с мизинчика.)
По кругу, по кругу. Вперед и назад, (По кругу в одну и другую сторону.)
Но пальцы машинку мою тормозят. (Катать по слегка согнутым пальцам вперед и назад.)
Закрылись. Машинка стоит в гараже.
И фары погасли, не светят уже. (Заглядывать в маленькую щелочку в кулаке).

– Положите колючие шарики в коробочки.

– А теперь давайте вспомним, какие еще виды транспорта вы знаете.

Игра “Едет, плавает, летает”.

Логопед называет по картинкам вид транспорта (автобус, самолет, трактор, и т. д), дети классифицируют его, называют (наземный, водный, воздушный) и выполняют соответствующее движение (приседают, дотрагиваются до земли, руки в стороны – плывут, руки вверх – летят).

– Нам снова пора в путь. Поедем на велосипеде:

Упражнение “Велосипед”:

На педали мы нажали,
Крутим, крутим мы педали.
Не догонит ветер вслед.
Нас везет …велосипед. Дети сидя выполняют в воздухе круговые движения ногами – “велосипед”.

– Стоп! Остановка. Двери открываются – ш-ш-ш.
Мы в городе Автомобилей.
Я предлагаю детям собрать разрезные картинки с разными видами транспорта: троллейбус, автобус, трамвай, самолет, кораблик и т. д.

Светофор : – Мой знакомый художник Калякин-Малякин нарисовал три пешеходных светофора, но только один из них он нарисовал правильно. (Дети находят правильный светофор и объясняют ошибки художника.)

Физкультминутка “Светофор”.

На зеленый сигнал дети ходят по группе, на желтый – стоят на месте, на красный – грозят друг другу пальцем.

Светофор: – Художник нарисовал дорожные знаки, но и их он нарисовал неправильно. Какие дорожные знаки хотел нарисовать художник и в чем его ошибки. (Дети исправляют хорошо понятные им ошибки).

– Теперь художник знает, как правильно рисовать светофоры и дорожные знаки, и мы можем двигаться дальше. Мы пойдем пешком. Значит, как нас можно назвать? (Пешеходы. )

Логопед: – Это город Загадочников, мы в городе загадок.

Послушайте стихи и загадки о дорожном порядке.

1. Рядом школа или садик
Осторожнее шофер.
Здесь гуляют Тани, Пети
И дорожный знак здесь…(дети)

2. Заболел живот у Ромы
Не дойти ему до дома,
В ситуации такой,
Нужно знак найти, какой?

3. Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые
Через дорогу нас ведет… (Пешеходный переход)
Под землею вырыт ход
Вот… (Подземный переход.)

– Молодцы! А теперь все вместе будем играть с мячом.

Игра с мячом “Один – много”.

Образование множественного числа существительного и выделение последнего звука в слове. Выходите, вставайте в круг. Я буду называть один предмет и бросать вам мяч. Вы должны назвать много предметов, выделить в нем последний звук и вернуть мне мяч.

Самолет – самолеты,
машина – машины,
вагон – вагоны,
велосипед – велосипеды
водитель – водители,
летчик – летчики,
шофер – шоферы,
капитан – капитаны,
машинист – машинисты.

Красный вагон по рельсам бежит,
Всех куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
На чем же мы с вами, ребята, поедем? (Трамвай.)

– Я вам открою секрет: как сделать так, чтобы этот трамвайчик поехал. Главное в трамвае – звоночек, чтобы все знали, что мы едем и уступали нам дорогу. А звенит он вот так … (показывает).
Еще трамваю нужны двери, чтобы входить и выходить на остановках. “Двери закрываются” – руки сомкнуть впереди себя. “Двери открываются” – руки разводим в стороны и помогаем голосом: ш – ш – ш.
А про колеса забыли! Без них даже сказочные трамваи не двигаются. А стучать колеса будут вот так (топают с усилением звука) .

Перед тем, как отправиться, давайте вспомним правила поведения в трамвае.

Ответы детей:

1. Нельзя громко разговаривать, шуметь, кричать и отвлекать водителя.
2. Уступать место больным и пожилым людям, женщинам с маленькими детьми.
3. Запрещается, есть мороженое и другие продукты, которые могут испачкать людей.
4. Запрещается высовываться в окно или выставлять руку.

А вы кому-нибудь уступали место в трамвае?

Хорошо, правила вспомнили, теперь можно отправляться.

Стоп! (Остановка. Двери открываются – ш –ш –ш.)
Перед вами город Дорожных Знаков. Отгадайте, что это за знаки.

Очень важен он и все ж
На кирпичик он похож!
Знаем я и ты, и он
Это знак(“Въезд запрещен”).

О-е-е-е-е-ей!
Это что там под землей?
От машины вас спасет
Наш… (“Подземный переход”).

Этот знак предупреждает.
Жизнь детишек охраняет.
Знают все на свете – (“Осторожно, дети!”).

Здесь машина как гроза,
Здесь не держат тормоза.
Этот знак для всех тревога –
Это (“Скользкая дорога”) .

Этот мостик над дорогой
Служит нам большой подмогой.
Через улицу ведет
Нас … (“Надземный переход”). (Показ всех этих знаков, по мере отгадывания загадок.)

Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать!
Надо знаки уважать!

– Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться.

Мы помогли жителям страны Светофории, навели порядок в ее городах напомнили правила дорожного движения.

– Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

О чем мы сегодня говорили? Какое задание тебе понравилось? Какое задание было самым трудным? А какое задание легким? А мне понравились вы, мои дорогие. Денис – за точные ответы, Маша – за внимательность, Артем – за активность, Кира – за усидчивость…

Светофор: – Спасибо, дети, вам большое, вы помогли жителям Светофории, я приготовил вам угощение.

Все дети получают угощение от Светофора.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее нарушение речи.

Цель: Развитие связной речи с использованием мнемотехники.

Задачи:

  • активизация словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление и развитие умения составлять описательный рассказ по плану-схеме;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное и существительное;
  • развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, памяти;
  • воспитание любви и уважения к родной природе.

Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», план-схема для составления описательного рассказа насекомого, картинка со схематическим изображением бабочки, мяч, бумажные пчёлки, картинки насекомых.

Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками, карточки с изображением насекомых.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед и дети входят в группу.

Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру.

«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно - всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… - маленькая.
Пчела полезная, а муха… - вредная.
Оса живет на улице, а таракан… - дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… - ползает.
Жук жужжит, а паук… - молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… - медленно.

Логопед: Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?

Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

Логопед: Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).

Логопед (показывает игрушку «Пчёлка»): Она прилетела не одна, а со своими пчелятами. Ой, ребята посмотрите, что это такое нам принесли пчелята?

Дети: Цветочки.

Логопед: Правильно, цветочки (логопед берёт первый цветочек и видит задание). Ребята, а цветочки то непростые, на них что-то написано, давайте прочитаем.(Логопед читает первое задание).

Логопед: Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на нашу полянку, и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел(-ла)…».

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку).

Логопед: Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.Назовите полезных насекомых.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

Логопед: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Логопед: Назовите вредных насекомых.

Дети: Муха - разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.

Логопед: Слушайте внимательно второе задание (берёт второй цветок и читает задание). Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых по этому плану-схеме.

Логопед (открывает следующий лепесток): Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

Порхает (кто) - бабочка
Жужжит - жук
Звенит - комар
Собирает мед - пчела
Жалит - оса
Прыгает - кузнечик
Трудится - муравей
Летает - стрекоза.

Логопед: Ребята, давайте покажем пчелкам, как мы умеем красиво жужать и позвеним.

Дети: Ж-ж-ж-ж, з-з-з-з.

Логопед: А теперь давайте давайте повторим за пчёлкой:

Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу - помогу ежу.
Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».

За-за-за - вот идет коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу - не боюсь козу.
Зы-зы-зы - нет козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя - мы видели язя.
Зи-зи-зи - резину привези.

Логопед отрывает четвёртый цветок. На этом цветочке написано, что наша пчёлка хочет превратить нас в сороконожек. Встаём на ножки и повторяем за мной.

Физминутка «Сороконожка».

1. Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
- Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
- Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
5. И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!

Логопед: Молодцы ребята! Присаживайтесь на места. Какой цветок по счету мы отрываем?

Дети: Пятый.

Логопед: Ребята, наша пчёлка просит, чтобы мы сосчитали, все ли детки её на месте. Поможем пчёлке? Начинаем считать. Одна пчёлка, две пчёлки и ….

Логопед: Ребята, давайте посмотри, что же нам приготовила самая маленькая пчёлка.

Логопед: А сейчас пчелки нам предлагают поиграть с счётными палочками. (Отрывает цветок). Ребята, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них бабочку. Можете смотреть на образец, а можете придумать свою бабочку. (Дети выполняют задание).

Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь ложитесь на спинку закройте глазки и послушайте меня.

Релаксация (под музыку):

Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Напряжение улетело и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки тёплые у нас,
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Голову поднимем выше
И легко- легко подышим.
Ой, как пахнет здесь весной.
Но нам пора уже домой!

Итог занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).

Поделиться: