Что включает в общественная жизнь. Общественные сферы. Проблема социального развития: формационная

Что такое "общество"? Я думаю, что каждому приходилось слышать выражения такого типа: "Какое приятное общество собралось", "сливки общества", "общество защиты прав потребителей", "общество любителей пива", - да мало ли еще вариантов, когда термин "общество" кажется вполне уместным! Вместе с тем, философия изучает наиболее общие понятия, т.е. изучает общество в целом .

Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:

Общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация", «союз", «объединение".

Общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово "общество" часто употребляется вместе со словами "стадия", "этап", «период".

Общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления", «информационное общество", «традиционное общество" и т.д.). В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характеристика.

Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным окружающим их миром.

Последнее определение и считается философским определением понятия общества.

Так какие сферы совместной деятельности людей влияют на их общественную жизнь?

Общество. Сфера жизни.

Общество - это освободившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Поэтому общество - это искусственная природа, надстроенная над природой естественной в результате совместной деятельности индивидов. Общество - это система совместной деятельности людей. К числу подсистем относят сферы общественной жизни:

1. Экономическая - связана с производством и распределением материальных благ для обеспечения жизни социума; 2. Социальная - включает взаимоотношения между людьми в области обеспечения нетрудоспособных членов общества, здравоохранения, образования; 3. Политическая - включает в себя государственные, общественные и правовые институты регулирования общества, управления им; 4. Духовная - заключает в себе средства развития и удовлетворения нематериальных потребностей, а также механизмы становления и формирования общественного сознания (религиозные, идеологические и пр.).

Общество - понятие, непосредственно характеризующее организацию жизни людей в стране. Общество - это совокупность людей (индивидов), объединенных исторически сложившимися в ходе обеспечения материальных и духовных потребностей людей формами хозяйственной и социальной деятельности. В более узком смысле обществом можно назвать группу людей, объединенных сходством их происхождения и места в системе общественного разделения труда. Обществом называют также объединение людей для достижения каких-то целей.

Элементами общества являются социальные группы (сословия, классы) и социальные институты (государство, церковь, семья). Степень трудности перехода из одной группы в другую, а также неравноправности групп в системе общественных институтов является показателем уровня закрытости общества. Все многообразие обществ - объединенных на различной основе больших групп людей, существующих сейчас и уже исчезнувших, - разделяют на определенные типы. Существует множество способов классификации обществ. Если в качестве главного признака выбирается религиозный, то общества могут быть разделены на исламское, конфуцианское, христианское и т. п. Если язык - франкоязычное, англоязычное, русскоязычное и многие другие. Если письменность - бесписьменные (дописьменные) и письменные. Положив в основу классификации способы получения средств к существованию, получают четыре основных типа общества: общества, живущие охотой и собирательством; садоводческие общества; аграрные общества; промышленные (индустриальные) общества. В марксистской теории тип общества определяется способом производства, то есть тем, как используются и контролируются экономические ресурсы. Различались первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества, предполагался переход к коммунистическому. Производным от марксистского стало деление на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество, переход современных развитых стран к которому, как принято считать, постепенно происходит после Второй мировой войны. О путях дальнейшего развития человеческого общества не сложилось единого мнения. Оно или развивается поступательно (прогрессирует) (по теории К. Маркса), или движется к своему упадку (регрессирует) (по О. Шпенглеру). Согласно современной эволюционистской теории, общество в целом последовательно прогрессирует. В рамках циклической теории существует мнение, что система развития общества выглядит как спираль.

Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них соответственно изучается такими науками, как экономика (общая и социальная), социология, политология, философские дисциплины. Постараемся кратко рассмотреть основное содержание этих сфер.

Общество, являясь сложной системой человеческой деятельности и взаимоотношений, состоит из материального производства, социального воспроизводства, организационной и духовной деятельности. В данной статье мы расскажем об основных сферах общественной жизни, укажем на их признаки и взаимосвязь. С помощью материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, составить план по теме.

Сферы общественной жизни

Общество состоит из определённых подсистем (сфер). Совокупность сфер общественной жизни – это устойчивые отношения между социальными субъектами.

В обществознании выделяют четыре подсистемы:

  • Экономическая;
  • Политическая;
  • Социальная;
  • Духовная.

Каждая из перечисленных сфер состоит из:

  • определённого вида деятельности;
  • социальных институтов (школа, семья, церковь, партии);
  • взаимоотношений, возникших во время деятельности человека.

Экономическая сфера

Данная область включает в себя отношения, которые возникают при материальном производстве жизненных благ, а именно изготовление, обмен, распределение, потребление услуг и товаров.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Экономическая составляющая общества включает производственные силы (рабочие кадры, орудия труда) и производственные отношения (изготовление, распределение, обмен, потребление товара). Главными компонентами экономической подсистемы являются производство, потребление и торговля.

Политическая сфера

Включает в себя отношения, связанные с политикой, властью.

Первоначальное значение слова политика в переводе с древнегреческого языка обозначало «искусство управления государством». В современном мире термин употребляется для обозначения общественной жизни, проблемами которой являются приобретение, использование и удержание власти.

Основными составляющими данной группы общественной жизни являются:

  • политические институты (партии);
  • правовые и моральные нормы;
  • коммуникации;
  • культура и идеология.

Социальная сфера

К данной группе общественной жизни относятся отношения, возникающие при производстве и жизни человека, как индивида социума. Она включает в себя социальные общности и взаимоотношения между ними.

Социальная структура делится:

  • демографическую;
  • этническую;
  • поселенческую;
  • образовательную;
  • профессиональную;
  • сословно-классовую группы.

Духовная сфера

Данная система включает идеальные нематериальные образования, которые включают в себя ценности, идеи, религию, искусство, мораль.

Духовность направлена на удовлетворение потребностей в самосознании, мировоззрении и духовных качеств. Основными составляющими являются духовное производство (наука, искусство, религия) и духовное потребление (посещение культурно-массовых заведений, получение новых знаний).

Взаимосвязь сфер общества

Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.

В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения - научные знания и нравственность. Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции - праву и политике.

Характеристикой современного общества является совокупность всех составляющих. Пример - место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа.

Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:

Что мы узнали?

Общество имеет четыре подсистемы тесно связанных между собой. За материальные блага, их получение и распределение отвечает экономическая составляющая, за власть и управление - политическая, за взаимоотношения между разными слоями населения - социальная подсистема, за мораль, образование и культуру отвечает духовная сфера.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 134.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет

Кафедра философии, социологии и политологии

Контрольная работа

по дисциплине: философия

Тема: Сферы общественной жизни

Студентки группы ФКсокр – 10 ФБО (к)

Игнатовой Ксении Михайловны

Шифр: 101452

Домашний адрес: ул.Космонавтов, 23 – 11, г.Ухта

Введение

1. Материально-производственная сфера общества

3. Духовная сфера общества

Заключение

Библиографический список

Введение

Что такое «общество»? Каждому приходилось слышать выражения такого типа: «Какое приятное общество собралось», «сливки общества», «общество защиты прав потребителей», «общество любителей животных». Вместе с тем, философию вряд ли может интересовать общество любителей животных или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом. В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,

2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и изменение общества.

Выделяют следующие сферы общества:

Материально-экономическую,

Социальную,

Политическую,

Духовную.

Четырем названным элементам простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеет собственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества.

общество духовность религия познание

1. Материально-производственная сфера

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества , открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

Многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

1. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

2. Способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

3. Способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

5. Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила - люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда - накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда.

Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника - это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология – способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология - это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.

Главным элементомпроизводительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только знания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.

При этом человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.

Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.

2. Политическая сфера общества

Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая - от Н.Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу, другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Одним из важнейших элементов политической жизни общества является политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции, называют политической системой . Основным институтом политической системы является государство .

Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство, кроме того, представляет собой центральный институт власти в обществе, и концентрированное осуществление этой властью политики. Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:

Обязательным наличием социальной основы правящих сил;

Наличием специального аппарата власти;

Наличием государственной территории;

Суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;

Исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.

Философов, пожалуй, более чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении государства. Материалистическая философия видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов на вопрос о том, каковы причины возникновения государства - от божественного промысла до общественного договора.

В обществе с развитой социальной системой неизбежно усилению социальной, этнической и религиозной дифференциации. Существование социальных общностей и групп с противоположными интересами, вытекающими из коренных различий их объективного положения, является причиной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет строение и функции политической системы общества.

Основные признаки государства :

  1. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни

    Реферат >> Политология

    8 4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни 10 1.Происхождение политики. Термин « ... жизни общества. 4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни . В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами ...

  2. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни

    Реферат >> Политология

    Политики с другими сферами общественной жизни Cвязь политики с другими сферами общественной жизни неразрывна и многообразна. ... Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности...

  3. Политика в системе общественной жизни

    Закон >> Политология

    Выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, ... выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, ... относятся к наиболее ранним регуляторам общественной

Общеизвестно, что в развитии современного общества необходимыми и жизненно важными целями выступают:

А) воспроизводство человека;
б) создание, хранение, распределение и потребление материальных ценностей;
в) определение прав и свобод, социального положения личности и других социальных субъектов в обществе;
г) воспроизводство духовных ценностей общества, сознания и мировоззрения людей, удовлетворение их духовных потребностей;
д) осуществление политики и властно-правовых отношений.

В соответствии с данными целями развития общества выделяют четыре основные сферы (подсистемы) жизни общества: материально-производственную (экономическую), социальную, политико-правовую и духовную. Понятие «сфера жизни общества» выражает разновидность социальной организации, обладающей особыми предназначением, содержанием, закономерностями и объединениями круга людей, способами и средствами функционирования, определенными пределами распространения. Сферы жизни общества трактуются как основные и неосновные, большие и малые. Их наличие и число определяются конкретно-историческими условиями развития общества, другими обстоятельствами.

Изучение сфер общественной жизни, анализ их элементов показывают, что данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение. В основе понимания сферы жизни общества находится определенная сторона, часть или область общественной жизни, относительно самостоятельная и структурно оформленная. Категориальный статус сферы жизни общества носит более глубокий характер. Он состоит не только в выделении и анализе той или иной сферы, но и в установлении и раскрытии ее связей с другими сторонами (сферами) общественной жизни, а также между элементами содержания.

Сферы (подсистемы) жизни общества – это необходимые для продуктивного функционирования общества области деятельности людей (производственная, научная, политическая, семейно-бытовая, педагогическая, религиозная, военная и т.д.), где происходит создание материальных и духовных благ, а также удовлетворение потребностей субъектов. Знание сфер жизни общества, законов их функционирования и развития позволяет увидеть место и роль человека в них, его условия жизни и труда, соотношение интересов личности и общества, их взаимных обязанностей и ответственности, а также ближайшие и более отдаленные перспективы развития как общества, так и отдельной личности.

Зрелость развития основных сфер жизни общества в конечном итоге является показателем состояния всего общества и его возможностей по дальнейшему развитию производства, культуры, политики, военного дела и т.д. Все сферы жизни российского общества так или иначе в своем функционировании связаны с жизнедеятельностью Вооруженных Сил. Знание и учет специфики их функционирования способствуют пониманию этой взаимосвязи, определяют направления воздействия на сознание военнослужащих.

Общество представляет собой динамичную систему, различные подсистемы (сферы) и элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Человек принимает участие в разных областях жизни общества, так как определенной стороной своей деятельности он включается в ту или иную сторону функционирования общества. Производство материальных благ обусловливает социальный, политический, духовный и другие процессы жизни, которые, в свою очередь, являются относительно самостоятельными областями и воздействуют на материальную жизнь. Структура общества (экономический базис и надстройка, этнические общности, классы, социальные слои и группы, индивиды) служит основанием для выделения ее сфер жизни. Рассмотрим основные сферы.

Материально-производственная (экономическая) сфера представляет собой жизнедеятельность общества, где воспроизводятся, хранятся, распределяются и потребляются материальные ценности (блага), удовлетворяются материальные потребности людей. Материально-производственная сфера не во всем тождественна материальной жизни как первичному уровню жизни общества. Она соотносится с духовной жизнью как с вторичным уровнем. В материальную жизнь вместе с материально-производственной сферой включается сфера воспроизводства самого человека как процесс реализации законов народонаселения, а также другие виды практики. Материальная жизнь как первичный уровень существования общества есть общественное бытие.

Материальное производство является определяющим, но не единственным фактором общественного развития. Оно порождает необходимость функционирования других сфер, которые также становятся факторами исторического развития. Сущность этого процесса состоит в том, что материальное производство принимает форму других общественных отношений, а данные «неэкономические» отношения в процессе развития приобретают новые черты и законы. Они все более «отдаляются» от материально-экономических отношений, но сохраняют при этом их преобразованную сущность. В наиболее концентрированном виде сущность базисных отношений сохраняет политика, а в наименьшей форме – духовные отношения. Тем самым каждая из сфер жизни общества приобретает относительную самостоятельность, оказывая свое воздействие на материально-производственную сферу, а также друг на друга.

Материально-производственная сфера выступает ведущей причиной, условием и предпосылкой исторического процесса, ибо люди, чтобы жить, должны иметь материальные средства. Она представляет собой проявление необходимости и вместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для других сфер общественной жизни. Другие сферы жизни общества, возвышающиеся над ней, составляют единство надстроечных видов деятельности и общественных отношений.

Основными критериями данной сферы выступают: развитость орудий трудовой жизнедеятельности; механизация и автоматизация производственных процессов; наличие новых технологий; реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве; материальный уровень жизни людей.

Осмыслить процессы, происходящие в данной сфере жизни общества, позволит рассмотрение ее структуры, то есть совокупности элементов сферы и связей между ними.

Материально-производственная жизнь общества включает в себя:

– материально-производственную индивидуальную трудовую деятельность;
– финансовую жизнь общества;
– жизнедеятельность субъектов промышленности;
– сельское хозяйство;
– жизнедеятельность людей в сфере транспорта, связи и услуг;
– деятельность субъектов в сфере сырьевых и энергетических ресурсов;
– научно-технический прогресс в данной сфере;
– функционирование экономического сознания людей;
– систему экономических отношений между людьми;
– систему норм материально-производственной жизнедеятельности.

Материально-производственная сфера жизни общества выполняет следующие функции: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-организаторскую, функцию интеграции и дифференциации экономической жизни, управленческую, коммуникативную, воспитательно-экономическую, прогностическую, регулятивную и другие. Показатели данной сферы выступают ведущими оценками общего развития государства и определения его места среди других стран.

С материально-производственной непосредственно связана социальная сфера, содержание которой составляет жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений, характеризующая их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, прав и свобод.

Любое общество состоит из множества людей, которые представляют не простое количество отдельных индивидов. В этом множестве образуются определенные социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся между собой и всем обществом в разных соотношениях. Человеческое общество в этом плане – сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано. К социальным общностям (взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д.

Социальная сфера жизни общества связана с положением (статусом) в обществе и развитием определенных социальных общностей, их взаимодействием, ролью в обществе. В этой сфере осуществляется, например, взаимодействие различных общностей, групп (слоев) населения по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальной защиты и соцобеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений. Она раскрывает также законы социальных отношений, их классификацию и роль в обществе.

Как никакая другая, социальная сфера актуализирует потребности и интересы граждан и социальных общностей, характер и полноту их удовлетворения. В ней наиболее выпукло проявляется качество реализации прав и свобод человека, его обязанностей и ответственности перед собой и обществом.

В социальной сфере осуществляется воспроизводство населения. Семья как исходная ячейка общества не только обеспечивает сохранение и прирост народонаселения, но и во многом определяет социализацию личности, ее обучение и воспитание. Критерием развитости социальной сферы общества выступает, прежде всего, мера гармоничного совершенствования и самовыражения личности. Другими критериями являются: образ жизни, состояние медицинского и других видов социального обеспечения, образование и воспитание, прирост народонаселения и т.п. Стержень социальных отношений составляют отношения равенства и неравенства по положению личностей в обществе. При недостатке, например, жилья, продуктов питания, одежды или лекарств социальная сфера не выполняет таких главных функций, как поддержание здоровья людей, обеспечение необходимой продолжительности жизни, восстановление физических сил, затраченных человеком на работу, компенсирование затрат психоэмоциональной и нервной системы и т.д.

Продуктивно функционирующая сфера социальных отношений в наибольшей мере «продолжает» материально-экономические отношения, так как реализует результаты трудовой деятельности: завершается цикл отношений распределения, продолжается цикл отношений общественного потребления и полностью осуществляется цикл отношений индивидуального потребления. Сама социальная сфера не создает материальных благ, они создаются в сфере производства. Но социальная сфера, организуя условия и процесс потребления, поддерживает человека в состоянии жизнедеятельности, восстанавливает его как живую производительную общественную и личностную силу.

Определенное положение людей в обществе, основой которого является вид их трудовой деятельности (рабочий, предприниматель, колхозник, фермер, инженер, военнослужащий, поэт, художник), закрепляется конкретными юридическими актами (Конституция страны, законы, указы, постановления, распоряжения государственной власти). Когда социальные отношения складываются на основе совпадения интересов людей, то они принимают характер сотрудничества. Если же интересы людей, социальных групп не совпадают или они противоположны, то социальные отношения становятся отношениями борьбы. И тогда важнейшим вопросом отношений становится модернизация властного управления, реорганизация общественного строя, изменение положения различных классов, наций, социальных групп в обществе. Социальные отношения в этом аспекте видоизменяются в политические отношения.

Социальные отношения в армии можно представить различным образом: координационные (между равными по статусу военнослужащими) и субординациионные (отношения подчинения), а также между разными категориями и социальными группами военнослужащих, между воинскими коллективами, между воинским коллективом и личностью. В Вооружённых Силах существует два относительно самостоятельных уровня социальных отношений. Первый уровень – проявление в армии и на флоте социальных отношений общества. Второй уровень – отношения, вызываемые спецификой воинской деятельности, разделением воинского труда. Реализация данных уровней раскрывает статус военнослужащего и Вооруженных Сил в целом как субъектов общества, государства, а также их специфику как элементов социальной структуры общества.

Политико-правовая сфера жизни общества связана с деятельностью субъектов по реорганизации властных отношений на основе права. Это подсистема общественных отношений, содержание которой составляет взаимодействие субъектов в целях реализации их интересов по поводу власти, государственного устройства, прав и свобод в отношении власти посредством осуществления выработанных ранее проектов с помощью социальных технологий и трансформационных программ. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством. Роль этой сферы в некоторых обществах, в том числе российском, чрезвычайно велика и в огромной степени детерминирует все остальные.

Данная сфера возникла на основе осознания различными социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, с законотворческой деятельностью и исполнением законов. Специфика политической сферы проявляется и в том, что потребности социальных общностей и групп, будучи осмысленными, выражаются в политических целях, идеях и программах и обусловливают целеустремленность борьбы социальных сил за коренные интересы. Она включает в себя систему политических институтов: государство, политические партии, другие общественные организации, союзы и движения, а также право как институт общества. Совокупность институтов политической жизни общества образует его политическую организацию. Политическая сфера жизни общества включает в себя также политическое и правовое сознание субъектов, политические и правовые отношения, политико-правовую культуру и политическую деятельность по осуществлению власти в стране.

Основными критериями политико-правовой сферы общества выступают: согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права; наличие и соблюдение политических и правовых свобод; демократизм; верховенство закона в политической жизни страны и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

– субъекты политико-правовых отношений;
– совокупность политических и правовых институтов государства;
– функционирование политико-правового сознания субъектов;
– политико-правовая деятельность.

К основным функциям политико-правовой сферы общества относятся: властная, регулятивно-правовая, идеологическая, обеспечение безопасности общества, личности и государства, коммуникативная, имущественно-распределительная, организаторско-управленческая, контролирующе-принуждающая, правотворческая и др.

По наличию политического режима, характеру и способу взаимодействия власти, личности и общества политические системы могут разделяться на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Основным регулятором общественных отношений наряду с другими выступает право, понимаемое как система общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных государством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно.

Право как общественное явление имеет следующие признаки:

А) общеобязательность – нормы права регулируют поведение всех членов общества, они обязательны для исполнения всеми, кому адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;
б) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности всех субъектов общества;
в) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принудительно – со стороны государства (в необходимых случаях);
г) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

В обществе право выполняет весьма обширные и многообразные функции:

Во-первых, оно закрепляет основы существующего строя;
во-вторых, способствует развитию позитивных общественных отношений;
в-третьих, вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования;
в-четвертых, выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка;
в-пятых, право играет воспитательную роль, развивая у людей чувства справедливости, законности, добра, гуманности.

Особое место в политической жизни общества принадлежит политическому насилию и его средствам, прежде всего военной организации государства. Следует подчеркнуть, что важнейшим органом реализации военной политики государства является армия, которая предназначена для обеспечения внешней и внутренней безопасности страны, защиты ее граждан, территориальной целостности и суверенитета, решения других военно-политических задач. Новой задачей Вооруженных Сил стало сохранение мира. Армия выступает эффективным средством проведения определенных политических решений. Этим в полной мере объясняется ее политический характер как социального института. Вместе с тем, будучи средством проведения политики государства, армия не может, да и не должна быть самостоятельным субъектом данной политики.

Духовная сфера жизни общества тесно связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов и развитием духовного мира человека. Это подсистема, содержание которой составляют производство, хранение и распределение ценностей общества (наука, обучение, воспитание, искусство, мораль, религия) для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Основными критериями духовной сферы жизни общества выступают: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей и степень их согласованности с потребностями и интересами личности, других субъектов общества; состояние обучения, воспитания, науки, искусства; практическая реализация свободы совести граждан.

В качестве подсистем духовной сферы жизни общества в социально-философской литературе выделяют: воспроизводство индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения; научную жизнь; образовательно-воспитательный процесс; духовно-нравственную жизнь; художественно-эстетическую жизнь; функционирование религии, свободомыслия и атеизма; информационную жизнь общества. Они обеспечивают формирование и развитие духовного мира личности, сохранение и передачу духовных ценностей. Своеобразным интегральным показателем развития духовной сферы жизни общества и других сфер выступает духовная культура.

Каждая из подсистем духовной сферы жизни общества охватывает собой определенные фрагменты функционирования индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения. Но эти подсистемы не сводятся только к функционирующему сознанию. В них представлена и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность субъектов по производству, распределению, обращению и потреблению духовных ценностей. Например, наука – не просто сумма особых знаний, она есть совокупность научных учреждений, сложнейший процесс воспроизводства отношений между субъектами науки, наукой и обществом.

Таким образом, наука, идеология и общественная психология, обучение и воспитание, искусство, религия, мораль, информация стали в обществе специализированными видами духовного производства. Все они вписываются в общую систему разделения труда, выступая его разновидностями. Это обстоятельство и отличает подсистемы духовной сферы жизни от компонентов общественного сознания. В процессе исторического развития все области духовной сферы взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаются.

Основными функциями духовной жизни общества выступают:

Воспроизводство индивидуального и общественного сознания;
- создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей;
- мировоззренческая;
- методологическая;
- регулятивная;
- образовательно-воспитательная;
- художественно-эстетическая;
- коммуникативная;
- научно-познавательная и др.

Сферы жизни общества, выступая целостными образованиями, находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаются, дополняют друг друга, характеризуя единство всего общественного организма. Связи, существующие между сферами, многообразны. К наиболее характерным относятся субординационные. Специфика данных связей заключается в том, что сферы жизни в обществе играют различную роль. Например, известно, что основой всех видов общественной деятельности людей выступает экономическая сфера. Она, в свою очередь, является главным детерминантом других сфер: социальной, политической, духовной. Таким же образом социальная сфера определяет политическую и духовную, а политическая – духовную. Кратко остановимся на данном фрагменте взаимосвязи.

В качестве первого опосредующего звена, где экономические интересы социальных сил соотносятся с другими интересами этих, а также других социальных общностей, выступает социальная сфера общества.

Возникновение и развитие социальной структуры общества детерминировано многими факторами, и прежде всего экономическими. Под влиянием экономической деятельности формируются и изменяются интересы субъектов, их условия труда и быта, здоровье, досуг. Конкретно-историческая система производственных отношений формирует основу экономического положения классов, национальных, профессиональных и других видов социальных групп. Конкретная материальная организация общества обусловливает характер развития социальных общностей, процессы их взаимодействия.

Экономическая жизнь находит отражение и в вооруженных силах государств. Экономическими отношениями определяются основные принципы строительства армии, ее социальный облик, политическая и техническая направленность функционирования и развития. Экономика обусловливает создание вооружений, военной техники, других материальных средств, необходимых для жизнеспособности армии. От уровня экономического развития страны, в конечном счете, зависит качественный состав военнослужащих, развитие их морально-боевых и профессиональных качеств, совершенствование организационной структуры вооруженных сил, способов и форм ведения боевых действий.

Конкретный социальный потенциал определенного типа общества также выступает условием для решения коренных задач, стоящих перед ним. Но в социальной сфере общества формируются, как правило, лишь предпосылки для превращения социальных общностей и индивидов в субъекты сознательной деятельности. Эти предпосылки создают почву для перехода от социального к политическому бытию социальных групп, где их деятельность связана с властными и правовыми отношениями. Поэтому экономическая и социальная сферы обусловили возникновение политико-правовой сферы общества.

Основным детерминантом политико-правовой сферы общества является политическая власть. Ее сущность состоит в реализации волеизъявления граждан непосредственно или через определенные институты (государство и др.) по поводу управления обществом на основе предоставленных законом полномочий, решения важных задач социального развития, обеспечения целостности и независимости общества (страны). Характер политики конкретных социальных субъектов определяется их экономическим и социальным положением. В классовом обществе политика отражает прежде всего, соотношение интересов классов. Через нее реализуются социальные потребности различных категорий граждан.

Как отмечал Г.В. Плеханов, угнетенные классы стремятся «к политическому господству, чтобы помочь себе путем изменения существующих социальных отношений и приспособления общественного строя к условиям своего собственного развития и благосостояния». Именно поэтому политико-правовая сфера общества обусловливается его классовой структурой, классовыми отношениями, а затем и требованиями политической борьбы. Следовательно, политико-правовая сфера жизни общества отличается от других сфер большей активностью субъектов во властных отношениях. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели народов, этнических общностей, классов и социальных групп, их отношения сотрудничества или борьбы. Политико-правовая сфера – это и взаимоотношение государств, коалиций государств.

Когда те или иные социальные силы превращаются в субъект государственной военно-политической деятельности в развитой форме, их практическая связь с армией выступает основным содержанием военно-политических отношений. При этом армия превращается в средство военной деятельности по осуществлению интересов государства и данных социальных сил.

Кроме того, политика, отражая экономические и социальные потребности с позиций властных интересов конкретных субъектов, вырабатывает исходные положения духовного производства, характер распространения и потребления духовных ценностей. Политические силы влияют на формирование идеологических воззрений и характер функционирования общественной психологии, на отношения в обществе и отдельных его институтах, в том числе в вооруженных силах.

Таким образом, в условиях общей зависимости от экономики развитие сфер общества осуществляется по своим законам. Каждая из них в свою очередь оказывает влияние на другие сферы: духовная сфера – на политико-правовую, социальную и экономическую; политико-правовая сфера – на социальную, духовную и экономическую; социальная сфера – на экономическую, политико-правовую, духовную. Состояние духовной сферы общества дает информацию политико-правовой сфере, выдвигает перед ней очередные задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в конкретных условиях развития общества. На основе идей, выработанных в духовной сфере общества, усилия людей нацеливаются на выполнение определенных задач и программ. А политико-правовая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализации социальных потребностей и интересов наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов социальной справедливости, равенства и гуманности.

Социальная сфера общества, выступая активной силой, также влияет на все стороны жизни общества. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется различное отношение к собственности, формам распределения материальных благ, правам и свободам, образу и уровню жизни. От гармоничности взаимоотношений классов, этнических общностей и социальных групп зависит состояние жизнедеятельности всего общества, его стабильность и устойчивость в историческом развитии.

Понятие общества. Сферы общественной жизни.

Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Рыночные отношения в современной экономике.

Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами.
В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
а) рынка потребительских товаров;
б) рынка средств производства;
в) рынка рабочей силы;
г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
д) рынка иностранных валют и ценных бумаг;
е) рынка научно-технических разработок;
ж) рынка информации.
Основными признаками свободного рынка являются следующие:
1) неограниченное число его участников;
2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
з) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.);
4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.
Подобного свободного рынка в действительности не существует - это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.
Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение - это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
а) цена спроса - та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б) цена предложения - та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).

Человек, индивид, личность.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

Деятельность и общение.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Государство и экономика.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX - начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.
Кризис 1929-1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. этого не произошло.
В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.
Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.
Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирова ния экономической жизни.
1. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
2. Финансово экономические методы
К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). 3. Экономическое программирование
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным - экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

Государство, его признаки.

Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества).
Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:
1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);
2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;
3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);
4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;
5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг). Признаками государства, отличающими его от
других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются:
1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);
2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);
3) монополия на легальное применение насилия.
Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой), социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства.
Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Правовое государство.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.
Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Признаки правового государства:
1) верховенство закона, «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;
2) соблюдение и охрана прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;
3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
4) взаимная ответственность государства и гражданина - за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере; 2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
4) юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
5) важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Цивилизации и формации.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит к марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическаяформация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, перехода к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-экономических формаций.
В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации - первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930-м гг. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели - строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает острый кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Понятие «цивилизация» - одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы - восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

Образование и его роль в развитии общества.

Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если последние приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Основным институтом современного образова ния является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:
а) демократизацию системы обучения и воспитания;
б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
в) компьютеризацию процесса образования;
г) интернационализацию процесса образования. В ходе их реализации предполагается:
1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации;
2) выработать новую систему критериев эффективности результатов образования. Ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI в.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Наука и общество

Поделиться: