В каком году умер ярослав мудрый. Ярослав Мудрый. Последние годы жизни

Сыграли значительную роль в судьбе русского государства: сыновья правили различными княжествами, а дочери стали женами иностранных королей, что увеличило влияние Киевской Руси.

Однако, сыновьям Ярослава, как и их родителю, не удалось полностью избежать кровопролитных междуусобных войн за право главенства в государстве — союз, созданный в 1054 году тремя старшими Ярославичами (названный историками «Триумвират Ярославичей»), распался к 1073 году.

Дети Ярослава Мудрого — генеалогическая схема

Владимир Ярославич

На новогородское княжение посажен отцом, по разным летописям, в 1030 или 1034 году. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и епископ Лука Жидята, впоследствии канонизированный.

В 1042 году Владимир совершил победоносный поход на ямь (территорию Южной Финляндии), а в следующем 1043 году ходил совместно с Харальдом Суровым на Византию . Византийский поход закончился неудачей.

Канонизирован Русской православной церковью в 15 веке, как «святой благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский».

Анастасия Ярославна

(ок. 1023-1074/1094)

Старшая (предположительно) дочь Ярослава Мудрого и Ингигерды Шведской. Около 1038 года Анастасия Ярославна вышла замуж за венгерского герцога Андраша (Андрея), который, спасаясь от преследований со стороны короля Иштвана I, бежал в Киев. В 1046 году Андраш вместе с Анастасией вернулся в Венгрию, и, захватив престол, стал королём.

В 1060 году Андраш потерпел поражение от своего брата Белы, вскоре после чего скончался, и Анастасия с детьми вынуждена была бежать к германскому королю Генриху IV. Спустя несколько лет Анастасия смогла воспользоваться ситуацией и при помощи германского короля вернула трон сыну

Изяслав (Дмитрий) Ярославич

Второй сын Ярослава и Ингигерды, получил от отца княжение в Турове. После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира, Изяслав посадил в Новгороде своего сына Мстислава и по тогдашним династическим правилам, стал наследником киевского стола (хотя Владимир и оставил сына). После смерти отца, стал великим князем киевским.

Вместе с братьями Святославом и Всеволодом составлял Триумвират Ярославичей - князья управляли южными землями Киевской Руси в 1054-1073 годах не вступая в противостояние. В 1073 году между братьями вспыхнула вражда, а в 1078 году Изяслав погиб во время сражения с войсками своих племянников.

Елизавета Ярославна

(1025 - 1066/1067)

Вторая дочь (четвертый ребенок) в семье киевского князя Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской. Елизавета выросла при княжеском дворе в Киеве, где получила хорошее образование.

Зимой 1043/1044 года она вышла замуж за Харальда, который долго и упорно добивался её руки у Ярослава Мудрого. В 1046 году Харальд стал королём Норвегии, они с Елизаветой переехали в его королевство. Родила мужу двух дочерей - Марию и Ингигерд, впоследствии вышедшую замуж за датского короля Олафа Свейнссона и ставшую королевой Дании.

Святослав (Николай) Ярославич

Третий сын Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской. В 1054-1073 годах входил в «триумвират Ярославичей». Во время его княжения в Чернигове активизировалось строительство, а местный епископ принял статус митрополита.

1 ноября 1068 года под Сновском Святослав нанёс поражение половцам после того, как вместе с братьями был разбит ими на реке Альте.

В 1073 году, вступив в заговор со Всеволодом, сверг Изяслава, который бежал в Европу. 27 декабря 1076 года Святослав скончался на 50-м году жизни, став первой известной на Руси жертвой неудачной хирургической операции: он умер от «резания желве» (разрезания опухоли).

Всеволод (Андрей) Ярославич

Четвёртый сын Ярослава и Ингигерды. При жизни отца Всеволод не был его наместником в каком-либо городе и жил в Киеве при родителях. С 1054 по 1073 год - княжил в Переяславле-Русском и Ростовской земле, принадлежал к «триумвирату Ярославичей».

В 1046 женился на родственнице (предположительно — дочери) византийского императора Константина IX Мономаха, от брака с которой родился Владимир Мономах — будущий великий князь

Княжил в Киеве в 1076-1077 и с 1078 до конца жизни, первый правитель Киева, использовавший титул «князь всея Руси».

Анна Ярославна

(1032/1036 - 1075/1089)

Младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого. В русских источниках, в том числе летописных, никаких сведений об Анне (как и о других дочерях Ярослава) не сохранилось.

Историк XVII века Франсуа де Мезере писал, что до Генриха I Французского «дошла слава о прелестях принцессы, а именно Анны, дочери Георгия (имя Ярослава в крещении), короля Руссии, ныне Московии, и он был очарован рассказом о её совершенствах». Анна родила Генриху четверо детей, в том числе будущего короля Франции Филиппа I. Была известна во Франции как Анна Русская или Анна Киевская.

В правление на Руси князя Ярослава Мудрог, сына князя Владимира Крестителя, сплотился единый древнерусский народ. Историческая память чтит личность князя ростовского и новгородского, великого князя Ярослава Мудрого (978 - 1054 г.г.). С правлением Ярослава Мудрого связано представление о «золотом веке» державы Рюриковичей. Личность же самого князя Ярослава воспринимается его потомками, как идеал русского князя.

Дорога к власти.

Не стоит, однако, забывать, что Ярослав не сразу стал «Мудрым», а Русь в начале его правления вовсе не была тем могущественным европейским государством, покровительства которого искали многие монархи. В начале своего княжения он получил Русь раздробленную и ослабленную. Долгие годы пришлось ему собирать и устраивать великое государство. Его отец, князь Владимир был несколько раз женат и от этих браков имел двенадцать сыновей.

В конце правления Великого киевского князя Владимира все княжеские сыновья были направлены в главные города Руси в качестве царских посадников. Князь Ярослав получил в управление сначала Ростов, а затем, после смерти нескольких старших братьев, Новгород. Там, вдали от Киева, молодой князь, почувствовал себя достаточно самостоятельным и решил отказать отцу в ежегодной дани. Князь Владимир собрался в поход на непокорного сына, но военным приготовлениям помешала смерть князя Владимира Крестителя Руси.

В 1015 году престол в Киеве занял Святополк, старший из наследников князя Вдадимира. С этого момента между всеми братьями Владимировичами разгорелась кровавая междоусобная война. Рождённые от разных матерей, княжичи не желали признавать права нового киевского князя Святополка на старшинство в роду Рюриковичей. В этом противостоянии вскоре погибли князь Борис Ростовский, князь Глеб Муромский и князь Святослав Древлянский. Летописец обвиняет во всех этих убийствах киевского князя Святополка, называя его «Окаянным». А князья Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть, вскоре были канонизированы православной церковью и стали первыми русскими святыми. Однако, повествования об этих стародавних событиях, вошедшее в древнерусские летописи, создавалось значительно позже – при сыновьях Ярослава, и не исключено, что летописцы стремились путем максимальных обвинений в адрес киевского князя Святополка снять с Ярослава обвинения в убийстве князей Глеба и Бориса. Тем не менее, сегодня в исторической науке существует гипотеза о непричастности князя Святополка к убийству Бориса и Глеба. Тем не менее, именно князь Ярослав сумел наилучшим образом воспользоваться сложившейся ситуацией после жестокого убийства Бориса и Глеба, и обернуть расклад политических сил в свою пользу.

К 1017 году из двенадцати сыновей князя Владимира в живых осталось лишь четверо : старший князь Святополк, князь Ярослав, князь Мстислав Тмутараканский и князь Судислав Псковский . Было ясно, что мирное сосуществование братьев невозможно, и борьба между ними будет идти до тех пор, пока один не сосредоточит в своих руках всю власть. С 1017 по 1019 год с переменным успехом шла борьба между Ярославом и Святополком за Киев, столицу древнерусского государства. В столкновения между братьями были вовлечены отряды варягов, поляков и печенегов. Наконец, князю Ярославу не без помощи хитрости удалось победить брата. Князь Святополк бежал из Киева в Польшу , где через какое-то время умер.

После своего утверждения в Киеве князю Ярославу пришлось бороться с князем Мстиславом Тмутараканским. В 1023 году тмутороканский князь Мстислав напал на Ярослава и победил его, но не стал захватывать Киев, так как он не хотел владычества над всей Русью. Князь Мстислав Тмутараканский видел себя единоличным правителем юго-восточных земель Руси, поэтому братья договорились о разделе Руси: земли по правому берегу Днепра оставались у князя Ярослава, а левобережные днепровские территории отходили князю Мстиславу. Лишь в 1035 году после смерти Мстислава Ярослав Владимирович вновь включил земли по левому берегу Днепра в свои владения.

Незавидной оказалась и судьба последнего сына князя Владимира, выжившего в этой междоусобице – князя Судислава Псковского . По приказу князя Ярослава князь Судислав Псковский был брошен в тюрьму, из которой был освобожден лишь после смерти брата Ярослава своими племянниками, да и то лишь для того, чтобы постричься в монахи.

Единовластный правитель Руси.

Посвятив значительную часть своей жизни борьбе с собственными братьями, князь Ярослав Мудрый стал единовластным правителем на Руси. Князь Ярослав спешил сделать всё, что в его силах, для укрепления государственной власти и обустройства русской земли. Во внешней политике Руси князь Ярослав, как и его отец, больше надеялся на возможности дипломатии, чем на грубую силу оружие. Ярослав Мудрый сумел обеспечить для древней Руси признание и высокий авторитет на международной арене. Во времена князя Ярослава Мудрого дверь в Европу была широко открытая для древнерусского государства.

В эпоху средневековья положение той или иной страны Европы определялось её династическими связями. Чем могущественнее было европейское государство, чем большим авторитетом пользовался его глава, тем больше иностранных правителей, желали породниться с ним. Короли почти всех западноевропейских государств почитали за честь породниться с великорусским князем Ярославом Владимировичем из рода Рюрика.

Сам князь Ярослав в 1019 году, который княжил тогда в Новгороде, женился на дочери первого христианского короля Швеции Олафа (швед.Olof Skötkonung) княжне Ингигерде – Ирине (1001-1050 г.г.). В приданое шведская принцесса Ингегерда получила от отца город Альдейгьюборг (до 1703 года Ладога , ныне село Старая Ладога) с прилегающими землями, которые с тех пор стали называться Ингерия (фин. Инкеринмаа) — «земли Ингегерды» . Княгиня Ингигерда (Ирина) с детства знала славянский язык, так как её мать, королева Астрид, была дочерью ободритского князя.

(архаич. ререги, бодричи) - средневековый , относящийся к полабским славянам. Родственные связи «Конунга Ярицлейва» — князя Ярослава, будущего киевского князя и правителя всея Руси с сильнейшей скандинавской державы ещё больше укрепили княжеский престол Ярослава Мудрого.

Княгиня Ирина (Ингигерда) стала матерью четырёх дочерей и шестерых великих князей: Владимир Ярославич (1020-1052 г.г.), князь новгородский.
Изяслав I Ярославич (1024-10-78 г.г.), князь туровский, женился на дочери польского короля Мешко II княгине Гертруде.
Святослав II Ярославич , князь черниговский, в 1054-1073 составил с братьями «триумвират Ярославичей» и правил Древнерусским государством вместе со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом, а с 1073 года стал великим князем киевским.
Всеволод Ярославич (1030-1093 г.г.), с 1078 г. — «князь всея Руси» женился на греческой царевне Анастасии (по другим сведениям - Марии). Старший сын Всеволода Ярославовича от брака с византийской принцессой из рода Мономах, князь Владимир был назван в честь своего деда – Владимиром Мономахом.
Вячеслав Ярославич (1036-1057 г.г.), женился на германской принцессе Оде Леопольдовне, графине Штаденской.
Игорь Ярославич (1035-1060 г.г.), князь волынский женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламиндской.

ЧЕТЫРЕ дочери Ярослава Мудрого — фреска 11 века в Софийском соборе, Киев

Елизавета (1025-1056 г.г.), в замужестве - Эллисава, в 1043 г. стала женой норвежского короля (с 1046 по 1066 год) Харальда III Сигурдарсона, младшего брата Олафа Святого. Их дочь Ингигерд (внучка Ярослав Мудрого) вышла замуж за датского короля Олафа Свейнссона и стала королевой Дании в 1086-1095 годах, и королевой Швеции в 1105-1118 годах, став женой шведского принца Филиппа.

Анастасия (1023-1094 г.г)(в замужестве - Агмунда) стала женой венгерского герцога Андраша I, королева Венгрии в 1046-1060 годах.

Анна (1032 — 1089 г.г.), вышла замуж за короля Генриха I Французского, до которого «дошла слава о прелестях принцессы, а именно Анны, дочери Георгия, короля Руссии, ныне Московии, и он был очарован рассказом о её совершенствах» . 14 мая 1049 г., в день Святой Троицы , в древней французской столице – городе Реймсе – Генрих I торжественно обвенчался с княгиней Анной Ярославовной . Она подарила Реймскому собору святое Евангелие, привезённое из Киева, впоследствии названое «Реймское Евангелие». Короли Франции на протяжении многих веков приносили клятву верности французскому государству на этом Евангелии, написанном кириллицей в киевском Софийском соборе в 40-х гг. XI века. Во Франции она стала известна как Анна Русская , а после смерти короля Генриха I королева Анна стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. В 1060 г. королева Анна, выполняя давний обет, основала монастырь Святого Викентия в Санлисе. Надпись на цоколе гласила: «Анна Русская, королева Франции, основала этот собор в 1060 году».

Агафья (Агата) — младшая дочь Ярослава Мудрого. Известно, что Эдуард Изгнанник находился в Киеве примерно в 1038-1046 годах, и тогда же он «взял в жёны девушку из местного знатного рода» , младшую дочь «русского короля» Ярослава Мудрого. Эдуард Изгнанник был сыном короля Англии Эдмунда II Железнобокого (990-1016) из Уэссекской династии, правившей объединённой Англией с 871 года . По приказу завоевателя Англии, англо-датского короля Кнуда Великого (994-1035) были отправлены в изгнание Эдуард и его брат Эдвин, на родину победителей в Данию. Однако сторонники англосаксонской династии тайно увезли юных принцев в Ладогу, где посадником (ярлом) был Регнвальд Ульвсон, родственник шведской принцессы Ингегерды (Ирины), жены Ярослава Мудрого, а оттуда — в Киев. В 1046 году Эдуард Изгнанник сопровождал венгерского короля Андраша I в его поездке из Киева в Венгрию. Известные европейские хронисты того времени уверенно сообщают, что Агата (Агафья) была родной сестрой жены короля Венгрии Анастасии Ярославны (ок. 1028 — 1074/1094).

В 1057 г. Эдуард Изгнанник, по приглашению своего родного дяди, короля Англии Эдуарда Исповедника (1003-1066) вместе с женой Агатой и детьми вернулся в Англию. Зять Ярослава Мудрого Эдуард Изгнанник на тот момент был единственным прямым законным наследником бездетного дядюшки, короля Англии Эдуарда Исповедника, что совершенно не устраивало других, имевших меньшие права, претендентов на корону Англии. Не удивительно, что племянник короля скончался спустя всего несколько недель после прибытия на родину. Никто не сомневался, что 40-летний принц Эдуард Изгнанник был отравлен — его внезапное появление мешало слишком многим.

Овдовевшая Агата Киевская с тремя детьми — дочерьми Кристиной (ок.1040-?), Маргаритой (ок. 1045-1093), и единственным сыном Эдгаром Этелингом (ок.1051-ок.1126), осталась в Англии . Король Эдуард Исповедник обеспечил материально семью своего умершего племянника. Но для высшей английской знати Агата Киевская и её дети оставались чужаками, без связей и поддержки.

1064 года. В королевском дворце Вестминстера король Англии Эдуард Исповедник беседует со своим шурином Гарольдом Годвинсоном, графом Уэссексом

Сразу после смерти Эдуарда Исповедника 5 января 1066 года — англо-саксонская знать предпочла короновать могущественного эрла Уэссекса, Гарольда Годвинсона (ок.1022-1066), шурина покойного короля Эдуарда Исповедника, то есть брата жены короля Эдуарда Исповедника королевы Эдит.

Здесь дают топор и королевскую корону Гарольду Годвинсону

Де-факто Гарольд Годвинсон был правителем Англии в последние годы жизни полностью ушедшего в религию Эдуарда Исповедника.

14 октября 1066 года король Гарольд погиб в битве при Гастингсе вместе с двумя своими младшими братьями, английская армия была разбита войсками Вильгельма Нормандского (Вильгельм Завоеватель). Сын Агаты Киевской 15-летний Эдгар Этелинг был провозглашён королём Англии, но не коронован. Англия была захвачена, и королём Англии стал Вильгельм Завоеватель.

После нормандского завоевания, в 1067 г., Агата вместе с детьми бежала в Шотландию, где нашла убежище при дворе короля Малькольма III (1031 — 1093). Вскоре Маргарита (ок.1045-1093), вторая дочь Агаты, вышла замуж за овдовевшего шотландского короля Малькольма III . Маргарита прославилась своими религиозными реформами в шотландском королевстве и в 1250 году внучка Ярослава Мудрого Маргарита была причислена к лику святых папой Иннокентием IV. У Маргариты и короля Малькольма было восемь детей — шесть сыновей и две дочери. Из шести сыновей четверо поочерёдно (по старшинству) были королями Шотландии . Внук Маргариты, правнук Агаты Киевской, от её самого младшего сына, короля Шотландии Давида I Святого (1084-1153), Генрих Шотландский , граф Хантингдон (ок.1115-1152), женился в 1139 году на ПРАВНУЧКЕ КОРОЛЕВЫ ФРАНЦИИ АННЫ ЯРОСЛАВНЫ , Аде де Варенн (ок.1120-1178). Таким образом, два сына от этого брака, поочерёдно правивших Шотландией, Малкольм IV (1142-1165) и Вильгельм I Лев (1143-1214), были общими потомками (праправнуками) дочерей великого князя киевского, Ярослава Мудрого — Анны и Агафьи (Агаты).

О судьбе самой Агаты после её бегства в Шотландию ничего не известно.


Польский король Казимир Восстановитель в 1039 г. женился на сестре князя Ярослава Мудрого княжне Марии Добронегой , большие земли, полученные в её приданное обогатили польское королевство. Этот династический союз утвердил за Русью червенские города.

Таким образом, Ярослав Мудрый к концу 1040-х годов укрепил союзы с крупнейшими странами западной Европы от Скандинавии до Византии на восточной границе империи, все страны Европы были связаны матримониальными союзами с древней Русью.

Внутри страны деятельность Ярослава Мудрого ознаменовалась экономическим подъёмом, укреплением экономических и культурных связей между её отдельными частями, расцветом «стольного града» Киева. Великий князь Ярослав Мудрый упорядочил правовой порядок на Руси и провёл реформы её церковного устройства. При Ярославе возник первый свод Законов, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . Устав законов Ярослава Мудрого, или древнейшая «Русская правда», была дана Новгороду в 1016 году, как сборник правовых норм общественной жизни. Позднее «Русская правда» расширялась и дополнялась новыми статьями, но именно «Правда Ярослава» начала XI века положила начало процессу установления государственных законов и порядка на Руси, то есть стала первым русским письменным законодательным актом. В своей церковной политике Ярослав ориентировался на законы и уставы Константинопольского патриархата. Именно при великом князе Ярославе Мудром Киевская митрополия окончательно вошла в орбиту влияния константинопольской церкви и стала одной из 72 епархий , подчинявшихся патриарху Константинопольскому. Правда, при этом влиянии Константинополя, князь Ярослав Мудрый стремился отстоять самостоятельность русской православной церкви. Из Византии в киевскую митрополию присылались митрополиты-греки, не знавшие славянского языка, чуждые местным традициям. После целого ряда неудачных назначений в русскую православную епархию по настоянию Ярослава, главой русской церкви был избран русский по происхождению священник, талантливый публицист и образованнейший человек своего времени Илларион .

Большим успехом князя Ярослава Мудрого стал разгром осадивших Киев печенегов, в 1036 году. В том году он пошел в Новгород, чтобы посадить там на княжение своего старшего сына Владимира Ярославовича. На Северо-Западе Руси его и застигла весть о том, что печенеги осадили Киев. Князь Ярослав спешно собрал войско из варягов и новгородских славян, и с этой ратью князь пришёл к Киеву. Битва с печенегами была жестокая, тем не менее, войско Ярослава Мудрого смогло одолеть и полностью разгромить захватчиков печенегов. После поражения под Киевом печенеги больше не нападали на русские земли и вскоре были вытеснены из южно-русских степей другими тюркскими кочевыми племенами – половцами.

На месте своей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый заложил храм святой Софии, а неподалеку – монастыри святого Георгия и святой Ирины – в честь своих небесных покровителей и своей жены. В 1036-1037 годах по приказу Ярослава Мудрого были построены мощные крепостные укрепления «города Ярослава», Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Прообразами всех этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима. Новый город Ярослава был призван символизировать перемещение центра православного мира на Русь.Город Ярослав стал столицей древнерусского государства.

Успешно отбиваясь от натиска с юго-востока, Русь продолжала наступление на запад: Ярослав несколько раз вторгался на земли ятвягов и ляхов. В 1030 году князь Ярослав основал на западном берегу Чудского озера город Юрьев, названому так по второму, христианскому имени Ярослава Мудрого – Юрий (ныне город Тарту). Юрьев долго служил опорным пунктом Руси в западных землях . Для защиты Руси с юга князь Ярослав велел на реке Рось рубить новые крепости – Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и другие . На далеком северо-востоке Руси , в местах, где ещё сильно было язычество, был заложен город Ярославль.

Плоды просвещения.

Князь Ярослав Мудрый понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал священные книги. Собирая повсюду летописцев, переписчиков книг и переводчиков с греческого, он умножил число книг на Руси и постепенно ввёл их в повсеместное использование для посвящения народа. Со времён великого князя Ярослава книжная премудрость, обучение грамоте с детских лет прочно утвердилась в русских землях. Показательно, что сын Ярослава Всеволод , ставший в 1078 г. «князем всея Руси» выучил пять языков, не выезжая из Киева. Похоже, что тогда в русской столице имелись и возможности, и необходимость в овладении иностранными языками.

Время великих князей Владимира и его сына Ярослава Мудрого стали эпохой расцвета Киевской Руси, достигшей своей экономической и политической мощи. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты .

Скончался Ярослав Мудрый 19 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе. Один из обучившихся грамоте подданных князя, процарапал на стене храма надпись: «В лето 6562 (1054 год) месяца февраля 20-го успение царя нашего…». В год смерти Ярослава Мудрого состоялось событие огромной важности. После длительного противостояния Рима и Константинополя произошёл окончательный раскол христианской церкви на римско-католическую (западную) и греко-православную (восточную) . Римский Папа нашёл поддержку в Западной Европе – у Германии, Франции, испанских королевств, Генуи, а Царьградский патриарх – у Болгарии и Сербии. Русь, введенная Ярославом в Константинопольскую метрополию стала оплотом православного христианства. Через несколько столетий, с падением Византии, именно Россия подняла стяг православия византийского Царьграда, превратившись в новую империю, наследницу Византии.

Великими созидательными делами князь Ярослав Мудрый заслужил почётное место в истории древней Руси. Ярослав Мудрый не относился к числу завоевателей, но в его княжение русская земля расширилась за счёт присоединения северных и восточных земель (ныне Пермская, Архангельская и Вологодская области). Каменный пояс — Уральские горы стали восточной границей Руси. Русь приобрела те рубежи, в рамках которых и сплотился единый древнерусский народ, столь бесцеремонно разделенный Литвой и татарами после XIII века. Именно, великий князь Ярослав Мудрый завершил собирание разрозненных княжеств «Всея Руси», за возвращение которых столетия спустя вели борьбу московские государи, а завершили объединение русских земель в единое государство уже императоры России.

День памяти Великого князя Ярослава Мудрого 5 марта (20 февраля по ст. стилю)

Ярослав - сын полоцкой княжны Рогнеды иВладимира Святославича . Уже в 987 г. ему в княжение были отданы ростовские земли. Но, после того как умер старший сын великого князя Вышеслав, началось княжение Ярослава в Новгороде. Смерть великого киевского князя спровоцировала жестокую борьбу за власть между его детьми. Киевский престол был захвачен Святополком, получившим в народе прозвище Окаянный. Он убил своих братьев Бориса и Глеба, княживших соответственно в ростовских и смоленских землях и Святослава, посаженного отцом в землях древлян. Победить Святополка смог только Ярослав, ставший после этого великим князем. Но с князем тмутараканским Мстиславом ему справиться не удалось и все земли Руси вновь оказались под властью Киева только после смерти Мстислава в 1036 году. Характеристика Ярослава Мудрого и всего периода его правления является неоднозначной, но все историки сходятся на том, что прозвище свое князь полностью оправдал.

Князь был женат на Ингигерде, дочери конунга шведов. Поскольку в летописях упоминается два имени жены Ярослава Ирина и Анна, историки делают вывод о том, что имя Ирина она получила при крещении, а Анна – после ухода в монастырь.

В годы правления Ярослава Мудрого 1019 – 1054 государство Киевская Русь достигло своего расцвета. Оно стало одним из сильнейших в Европе. Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на то, чтобы укрепить не только стольный город, но и все свои обширные владения. При нем было заложено несколько новых городов.

Благодаря разумной внешней политике Ярослава Мудрого авторитет государства на международной арене значительно вырос. Удачлив оказался князь и в военных делах. Успешными были совершенные им походы на Польшу, княжество Литовское, в земли, принадлежавшие финским народам. Но одной из наиболее важных для Руси была победа над кочевниками печенегами 1036 г.

В последний раз Киевская Русь при Ярославе Мудром столкнулась с Византией. Конфликт завершился подписанием договора о мире, подкрепленного династическим браком. Сын князя Всеволод женился на византийской принцессе Анне. Ярослав использовал династические браки в качестве средства укрепления мира. Сыновья Ярослава Владимировича Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь, женились на немецких принцессах. Старшая дочь Елизавета была супругой Гаральда, норвежского принца. Анна, вторая его дочь, вышла замуж за короля Франции Генриха 1, а Анастасия вступила в брак с венгерским королем Андреем 1.

Реформы Ярослава Мудрого охватили практически все сферы жизни общества. Великий князь придавал большое значение просвещению, и внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности и грамотности. Князь построил училище, где мальчиков обучали «церковному делу». Нельзя не отметить, что при Ярославе впервые на Руси появился русский по происхождению митрополит. Для укрепления позиций церкви во владениях Ярослава была возобновлена выплата «десятины», ранее установленной Владимиром. Бурная деятельность князя заметно изменила Киевскую Русь. Строились каменные монастыри и храмы, бурно развивалось зодчество и живопись. Огромное значение имеет и издание первого свода законов, названного «Русской правдой». Этим документом регулировался при Ярославе Мудром размер дани (виры) и наказаний за различные нарушения. Немного позже появился и свод церковных законов «Кормчая книга» («Номоканон»).

Ответ на вопрос, почему Ярослава прозвали Мудрым, кроется не только в любви князя к книгам и церкви, но и его великих деяниях, сделавших Русь одним из сильнейших государств. Правда, появилось это прозвище относительно недавно, во второй половине 19 века. Во времена своего правления князь был известен как «Хромец». Он действительно был хром, но этот недостаток считался признаком особой силы и ума. И краткая биография князя Ярослава Мудрого подтверждает, что эти качества были присущи ему в полной мере. Князь прожил долгую жизнь и умер в 1054 г. в возрасте 76 лет. После его смерти наступила очередная кровопролитная усобица.

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ

Ярослав Мудрый

Ярослав (978-1054 гг.) - сын Владимира Святославовича, крестителя Руси, и Рогнеды,- княжны полоцкой.
Жена - королевна Швеции, в крещении Ирина.
Сыновья: Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь. дочери: Анна, Анастасия, Елизавета.
При крещении был наречён Георгием.

Ок. 987 - ок.1010 гг. - князь ростовский .

Ростовский период

В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 г. достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 г.
В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала.
Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 г. «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.


Памятный знак на легендарном месте основания Ярославля

Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованное в 1877 г. Согласно исследованиям историка и археолога Н.Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX вв., однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М.А. Ленивцевым в 1827 г.
Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.
В 1958-1959 гг. ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 г. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.


Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле

Ярославль. Рубленный город. Окольный (Земляной) город. Исторический культурный слой, 11-13, 14-17 вв. Легенда об основании Ярославля повествует о существовании на этом мете более древнего поселения.

После того, как Ярослав Мудрый утвердился на великом княжении в Киеве, он принимает меры по обеспечению безопасности путей в Ростов и Белоозеро. После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.

Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. «Повесть временных лет» дату смерти Вышеслава не сообщает, однако на основании анализа ряда поздних источников. В «Степенной книге» (XVI век) сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» (1000 год). Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой. Другую версию привёл в «Истории Российской» В.Н. Татищев. На основании какой-то не дошедшей до нашего времени летописи (вероятно новгородского происхождения) он помещает сведения о смерти Вышеслава в статье за 6518 (1010/1011) год. Эта дата в настоящее время принята большинством историков.

Ярослав Сменил Вышеслава в Великом Новгороде.

Новгородский период

1010 - 1034 гг. - князь новгородский .

После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира считался Святополк, однако великий князь по каким-то причинам предпочёл оставить его в Турове. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.
Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань в 2000 гривен (2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему землях). Однако 1/3 (1000 гривен) оставалась на содержание князя и его дружины, размер которой уступал только размеру дружины киевского князя.

Период новгородского княжения Ярослава до 1014 г. так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 г. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.
Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, ее звали Анна.

Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной ее стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором М.М. Герасимовым.

Восстание против отца

В 1014 г. Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.

Для того, чтобы противостоять отцу, Ярослав по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Однако Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, был уже стар и не спешил предпринимать какие-то действия. Кроме того, в июне 1015 г. вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.
В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи:
... начали варяги насилие творить на мужатых жёнах.

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 г.
Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило Ярослава заключить мир с новгородцами, пообещав заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Борьба за киевский престол

15 июля 1015 г. в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмнуюваряжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

1016 - 1018 гг. - великий князь Киевский .

В 1016 г. Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей:
И отпусти их всех домой,… и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите.

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 г. польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 г. это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?», - на что Ярослав дал свое согласие:
Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Князем Святополком, ни порицать кого-либо, если он будет убит.

1019 - 1054 гг. - великий князь Киевский .

В 1019 г. Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга - Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем - Ирина. В качестве дара от мужа Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

В 1020 г. племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме,разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 г. согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.
В 1023 г. брат Ярослава - тмутараканский князь Мстислав - напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 г. Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны:
Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона.

Ростово-Суздальская Земля

Первым ростово-суздальским князем был сын Владимира Ярослав Мудрый ок. 987 - ок.1010 гг.
Свидетельством сопротивления язычников проникновению новой религии является целый ряд (1024, 1071, 1091) восстаний под руководством волхвов, вспыхнувших по всей Северо-Восточной Руси.

В 1024 г. жители Суздаля терпели сильный голод, пользуясь этим несчастьем, языческие волхвы произвели возмущение между суздальцами, уверив их, что голод происходил от того, что старые женщины «си держатъ гобило», вследствие чего началось избиение женщин. Это зверское избиение женщин скоро приняло такие громадные размеры, что для прекращения возмущения потребовалось вмешательство великокняжеской власти. Великий князь Ярослав сам лично явился в Суздаль и частично словами увещания, частично казнями главных виновников – волхвов, востановил мир и порядок в Суздальской земле. В 1071 году два волхва в Ростовской земле, также в голодную пору, убивали «лучших женъ, уверяя, что оне въ самихъ себе содержатъ жито, медъ и рыбу».
В северо-западной части Суздальского кремля обнаружены следы укреплений древнерусского города (детинец), состоявших из вала и трех линий рвов глубиной 1.0-3.2 м., шириной 1.0-7.3 м. Еще в древности вал был снивелирован, а рвы засыпаны, видимо во время подавления восстания смердов. Площадь детинца раннего Суздаля составляла ок. 1.5 га. Фрагменты лепной и гончарной керамики, а также другие найденные предметы датируют время возникновения детинца Х в.
После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он (князь Ярослав Мудрый) «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.
После пожара 1024 г., отраженного в летописях, площадь кремля увеличилась примерно в 7-8 раз, с восточной напольной стороны он был защищен валом высотой до 4 м. с внутривальными конструкциями из дерева и рвом перед ним. В нач. 12 в. уже вся территория кремля была обнесена валом.


Бюст Ярослава Мудрого из Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

По завещанию Ярослава Мудрого Ростов наряду с другими городами Северо-Восточной Руси стал владением его сына, переяславского князя Всеволода Ярославича, куда тот посылал наместников.

К кон. XI в. Суздаль становится крупным административным, религиозным, ремесленным и торговым центром. В самом узком месте излучины Каменки были возведены новые вал и ров. Укреплённая территория города достигла 14 гектаров. Городская застройка располагалась рядами на обрыве реки.
См.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 г. - Всеслав Брячиславич.
В 1038 г. войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 г. на Литву, а в 1041 г. водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 г. его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038-1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник. Кроме того, в 1042 г. князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей.


Софийский собор в Новгороде

(5-главный) - строился с 1046 г. по 1050 г.

В 1046 г. великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 г. вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 г., однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 г. или 1052 г. епископом Лукой.

В 1048 г. в Киев прибыли послы Генриха I Французского - просить руки дочери Ярослава Анны.

Мудрость Ярослава

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.
«Ум у него был добрый и на рати был он храбр» (летопись).


Князь Ярослав Мудрый зачитывает закон народу

Ярослав сам читал книги, преимущественно при нём начало распространяться христианство, умножаться монахи. К его времени относится первый писаный устав гражданский – «Русская Правда» Ярослава Мудрого (свод всех законов, по которым предки управляли землёй Русской).

Смерть Ярослава

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

В 1051 г. по приказу Ярослава собор русских епископов избрал монаха митрополитом Киевским и всея Руси, тем самым подчеркнув независимость Киевской митрополии от Константинопольского патриархата. Митрополит Иларион называл Ярослава «русским каганом».
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 г. в Вышгороде на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену и на два года старшего сына Владимира.

В надписи на стене Софийского собора, датированной 1054 годом говорится о смерти «царя нашего». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье.
Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В.К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 г.


Саркофаг Ярослава Мудрого

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 гг. и проводили не всегда квалифицированные исследования. Рост князя был 172-175 см. Известно также, что он был хромым: по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.
По сообщению журнала Newsweek при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 г. было установлено, что в нём находится только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 г. при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Почитание в христианстве


Ярослав Мудрый

Благоверный князь Ярослав Мудрый почитается христианами сразу после смерти, впервые как Святой упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называетсвятым. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви; 9 марта 2004 г. в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Непризнанная Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2008 г. канонизировала Ярослава Мудрого как святого благоверного князя.

Первые ростовские епископы Федор и Иларион мало преуспели во внедрении христианства в Ростово-Суздальской земле и покинули Ростов, не стерпев закоренелого язычества его населения. Третьим епископом был знаменитый проповедник христианства святой Леонтий, погибший от рук язычников. Его сменил святой Исайя, бывший ранее игуменом Дмитриевского монастыря в Киеве. Житие епископа Исайи (ум. 1090 г.) сообщает, что он, приехав из Киева в Ростов, обошёл «все грады и веси по области Ростовской и Суздальской, и ещё где обретоша идолы и капища, разоряше их и огню предаваше».
Волна восстаний, охватившая всю Суздальскую округу, прокатилась через весь XI век. В 1071 г. большое восстание охватило Белоозеро, затем перекинулось в Ростов. Это обстоятельство привело к укреплению старого поселения Суздаля земляным валом с тыном из крупных дубовых бревен. С наружной стороны этот вал частично огибала река Каменка, а со стороны плато был вырыт глубокий ров. С этой крепостью в дальнейшем и связывается название города Суздаля.
По смерти Ярослава Ростово-Суздальскую землю получил во владение Князь Ростислав Владимирович (1052-1057 гг. - князь ростово-суздальский).

В 1057 г. Ростово-Суздальскую Землю получает во владение младший Ярославич – Всеволод Ярославич (1057 - 1093 гг. - князь ростово-суздальский), князь Переяславля Русского. При нем Ростово-Суздальская Земля становится волостью его сына Владимира Мономаха, а впоследствии – безраздельным владением Мономашичей.

Дмитриевский Печерский монастырь

В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь. Летописные источники упоминают монастырь Димитрия (см. ) в Суздале под 1096 годом.


Новгородская берястяная грамота, в которой упоминается Суздаль. XII в.

Поблизости от въездных ворот археологи раскопали остатки богатых усадеб скандинавских дружинников, предположительно находившихся на службе у суздальского тысяцкого Георгия Шимоновича. Георгий, сын Шимона Африкановича, выходца из скандинавии, служившего ещё Ярославу Мудрому, был также воспитателем малолетнего князя Юрия Владимировича. Находки клада золотых браслетов, византийской актовой печати, предметов воинского снаряжения, монет и дорогих украшений свидетельствуют о богатстве владельца усадьбы, его принадлежности к дружинному сословию и княжеской администрации. Усадьбы дружинников погибли от пожара в 1096 г. при вторжении черниговского князя Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю.






Находки из усадеб Суздальского Кремля. XI в.

Амфора с надписью «ОЛЕ». XI в.

В летописном рассказе под 1096 годом говорится, что Олег Черниговский овладел Суздалем «городом» и, отступая под напором дружины Мстислава Новгородского, сына Владимира Мономаха, сжег Суздаль, в котором остался только «двор монастырский Печерского монастыря и церковь яже там есть св. Дмитрия, юже бе дал Ефрем и с селы». Битва на реке Колочке окончилась победой Мстислава. Полоненные Олегом суздальцы были освобождены.

Торговые связи Суздальской земли

Международные связи Суздаля X-XIII вв. были разносторонними: внешнеполитическими, военными, династическими, культурными и торговыми. В силу своего географического положения Суздальская земля была посредником в торговле между Северо-Западной Европой и Востоком.
Восточная торговля велась по Волжско-Каспийскому пути. Из стран сказочно богатого Востока (Ирана, Сирии, Египта, Индии, Средней Азии, арабской Испании) в Суздаль при посредничестве Волжской Болгарии поступали болгарская керамика, серебро в монетах и изделиях, шёлковые ткани, самоцветные камни, жемчуг, раковины каури, стеклянные бусы. Расписная поливная и стеклянная посуда, пряности и благовония. В Суздале найден иранский полихромный кувшин с арабской надписью: «Аллах – опора».
Из Византии привозили узорные шелка – «аксамиты», золотые ленты, стеклянные украшения и посуду, драгоценные камни, оливковое масло и виноградное вино в амфорах.
Южная торговля осуществлялась при посредничестве Киева. Оттуда в Северо-Восточную Русь также поступали изделия из стекла и шиферные пряслица (грузики для веретена).
Из Прибалтики доставлялся янтарь, из Северной Европы ввозилось оружие и цветные металлы (медь, олово, свинец), из Западной Европы - серебро, церковная утварь, витражи, изделия из резной кости.
Посредником в западной и северной торговле был Новгород, куда из Суздальской земли везли зерно, воск, мёд, пушнину и предметы восточного импорта.
Суздальская Русь издавна поддерживала тесные контакты со многими странами мира и была вовлечена в систему общеевропейских культурных связей, что оказало большое влияние на формирование её яркой и своеобразной культуры.
1113 - 1149 гг. или 1096 - 1149 гг. - ростово-суздальский. С 1125 г. столица – Суздаль.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Правление Ярослава Мудрого в Киевской Руси пришлось на конец первого и начало второго тысячелетий (около 978-1054 гг.). Он по праву считается одним из величайших правителей не только Руси, но и Европы. за годы своего правления вывел Киевское княжество на новый виток мирового развития, его государство достигло высокого уровня политического и военного могущества.

В статье описано правление Ярослава Мудрого. Кратко упоминаются основные факты его биографии и итоги правления.

Происхождение великого князя

О точной дате его рождения ученые-историки продолжают спорить, многие источники указывают годом рождения 978-й. Отцом его является креститель Руси Владимир Святославович, а матерью - полонская княжна Рогнеда Рогволдовна, которую князь Владимир взял силой. От этого брака он имел еще трех сыновей.

Согласно летописям Ярослав прожил долгую жизнь и умер в 75 лет. Он стал предком многих правителей в Европе. Впервые правление Ярослава Мудрого кратко упоминается в "Повести временных лет", написанной монахом Нестором.

Ростовский князь

Началом самостоятельного правления Ярослава считается 988 год, когда отец посадил его еще ребенком на княжество в Ростов. Реально власть принадлежала его наставнику, который принимал все решения, учитывая очень юный возраст князя.

Исторических подтверждений ростовского правления князя Ярослава Мудрого почти не существует. Во всяком случае в летописях того времени нет никаких упоминаний о важных исторических фактах, связанных с ростовским княжением. Многие историки считают, что правление князя Ярослава Мудрого в Ростове отмечено возникновением города, названного в его честь Ярославлем. 1010 год официально считается годом его основания.

Начало правления

В 1010 (1011) году, после кончины одного из старших сыновей великого князя Владимира Вышеслава и вопреки ожиданиям старшего брата Ярослава Святополка, Владимир именно Ярослава поставил править Новгородом. По сравнению с ростовским княжением новгородское считалось более высоким, но и новгородский князь был подчинен киевскому и обязан был ему платить дань.

Бунт против отца

В 1014 году Ярослав отказывается выплачивать Киеву дань и восстает против отца. Причиной такого бунта является приближение Владимиром к себе младшего сына Бориса и намерением передать ему киевский престол. По этой же причине взбунтовался против Владимира старший из сыновей - Святополк. За это он попал в заточение и пребывал в неволе до момента кончины отца.

Чтобы противостоять своему отцу, князю Владимиру, Ярослав нанимает варягов, но войско пребывает в бездействии и промышляет разбоями в самом Новгороде, чем вызывает праведный гнев новгородцев. Сам же князь Владимир не может вступить в единоборство с сыном, так как Киевскому княжеству угрожает нападение печенегов. И армия, собранная против Новгорода, отправляется на битву со степными кочевниками. Возглавляет армию Борис, так как Владимир к этому времени становится немощен и стар.

Брат на брата

Противостояние сына и отца прекращается со смертью Владимира Святославовича 15 июля 1015 года. Но начинается сражение двух братьев, Святополка и Ярослава, за киевский престол. Святополк, прозванный в народе Окаянным, на пути к престолу убил трех своих братьев.

Несколько раз Ярослав и Святополк Окаянный встречались в смертельном противостоянии. В 1018 году состоялась решающая битва. Святополк и его тесть, польский король Болеслав Храбрый, снова вторглись в Киевскую Русь. На этот раз они разбили Ярослава, который вернулся в Новгород и хотел бежать в Скандинавию. Однако новгородцы вынудили своего князя продолжить борьбу. Весной 1019 года на реке Альт Святополк был окончательно разбит и бежал. По данным некоторых исторических источников по дороге в Польшу его настигли воины Ярослава и убили. Но занимать киевский престол Ярослав не спешит, так как права на него предъявляют племянник Брячислав и брат Мстислав.

Борьба за Киев

В 1019 году Ярослав женится во второй раз. Его избранница - шведская принцесса Ингигерда (в православии Ирина). Полагают, что первой женой Ярослава была норвежка, звали ее Анна, она вместе с сестрами князя была захвачена поляками и навсегда пленена в Польшу. Союз с Ингигердой многие исследователи считают политическим шагом Ярослава с целью устранения нестабильных отношений со шведами.

Борьбу за киевский престол братья продолжают вести с переменным успехом вплоть до 1026 года, пока Мстислав не одержал победу над войсками Ярослава и не перенес столицу в Чернигов. Князю же он предложил сесть в Киеве и разделить управление земель по Днепру, оставив за Ярославом все правое побережье. Был заключен мирный договор. Но даже будучи хозяином киевского престола, Ярослав не покидал Новгород вплоть до гибели Мстислава, то есть до 1035 года, уверенный в том, что новгородцы поддержат его при любых обстоятельствах. Только после кончины Мстислава в 1035 году становится самодержцем Киевской Руси Ярослав Мудрый. Годы правления его стали периодом расцвета Руси.

Чтобы избежать претензий на киевский престол со стороны младшего брата, княжившего в Пскове, Ярослав Судислава заточает в темницу.

Хронология военных действий

История правления Ярослава Мудрого содержит многочисленные упоминания о военных действиях. Вот лишь некоторые из них:

  • 1029 год - поход в помощь Мстиславу против ясов, изгнание их из Тмутаракани (ныне Краснодарский край);
  • 1031 год - поход вместе с Мстиславом на поляков, в результате были завоеваны города Перемышль и Червен;
  • 1036 год - победа над войсками печенегов и освобождение от их набегов Древней Руси;
  • 1040 и 1044 годы - военные действия против Литвы.

Итоги правления Ярослава Мудрого. Политика и государство

Период нахождения у власти насчитывает 37 лет. Время правления Ярослава Мудрого считается периодом подъема Киевского княжества, когда многие европейские государства добивались военного и политического союза с ним. Как талантливый политический деятель Ярослав Мудрый предпочитал любым военным действиям дипломатию. Он прагматично устраивал брачные союзы своих десятерых детей и других родственников с европейскими правителями, что служило целям безопасности государства. Известно, что он платил символическую ежегодную дань варягам - 300 гривен серебра, что было очень мало, но сохраняло мир на северных границах.

Очень многое для державы сделал Ярослав Мудрый. Годы правления он потратил не только на укрепление военной мощи, но и для устройства жизни в государстве по законам. При нем был приняты Церковный устав и свод законов «Правда Ярослава», который считается наиболее древней частью сборника норм древнего права «Русская правда».

Будучи образованным человеком, Ярослав заботится и об образовании подданных: он открывает и библиотеки. была открыта им в Софийском соборе.

В его планы входило решение еще одной важной проблемы - передачи власти. которые разгорались между приемниками, ввергали страну в разорение и бедствия, ослабляли ее и делали легкой добычей для внешних врагов. Часто претенденты на главный престол в своих корыстных интересах нанимали заграничное войско, которое бесчинствовало и грабило население. Ярослав как талантливый политический деятель, безусловно, понимал важность усовершенствования передачи власти, но эта проблема в связи со смертью так и не была решена.

Религиозные последствия

Итоги правления Ярослава Мудрого не ограничиваются только политическими достижениями. Он много сделал для укрепления христианства в государстве. В 1051 году русская церковь окончательно освобождается из-под влияния Константинополя, впервые самостоятельно избрав на Епископском соборе На церковнославянский переводится большое количество византийских книг, на их переписку из казны выделяются немалые средства.

Правление Ярослава Мудрого ознаменовано основанием множества монастырей и церквей. Монастыри Киево-Печерский, Юрия почитались не только церковными, но и общественно-культурными центрами. В 1037 году началось строительство знаменитого Софийского собора, в котором впоследствии захоронили прах Ярослава. По его приказу в 1036-1037 гг. возведены знаменитые киевские Золотые ворота, которые по замыслу Ярослава, должны были символизировать перемещение центра православия в Киевскую Русь.

Поделиться: